“Быстрота и натиск - душа настоящей войны” А.В. Суворов
День дипломатического работника Российской Федерации
10.02.2022

МИД России.jpg

День дипломатического работника установлен Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2002 года. Это свидетельствует о высоком общественном признании профессии дипломата, о важной роли отечественной дипломатической службы.

Дата праздника связана с наиболее ранним документальным упоминанием (10 февраля 1549 года) Посольского приказа − первой в истории нашей страны государственной структуры, ведавшей иностранными делами. Однако возраст российской дипломатической службы значительно старше.

Древнерусское государство с IX в. выступало в качестве активного участника международных отношений в Европе. Знаковыми были Русское посольство в Константинополь в 838 г., где Русь впервые была представлена при дворе византийского императора Феофила как самостоятельное государство, и в столицу франкского государства Ингельгейм в 839 г. В 860 г. древнерусское государство получило международное признание, заключив Договор «О мире и любви» с Византийской империей. Это первый из известных в истории России договорно-правовых актов.

Дипломатия стала органической частью древнерусской государственности, она выражала и защищала геополитические интересы восточнославянских народов. Используя сложившиеся к тому времени торговые речные и морские пути, в т.ч. известный с древности путь «из варяг в греки», они устанавливали контакты со своими соседями, другими странами и народами. Объектами внешней политики Руси было в общей сложности около четырех десятков различных государств, княжеств и союзов. Эти отношения особенно расширились и укрепились с принятием христианства на Руси.

Со второй половины XI в. вплоть до татаро-монгольского нашествия в связи с раздробленностью государства единство внешней политики и дипломатии Руси было нарушено. Наиболее влиятельные князья сами заключали международные союзы и осуществляли внешнеполитические связи. Однако к XV в., после свержения ордынского ига и укрепления централизованного русского государства со столицей в Москве, удельная дипломатия уступила место единодержавной.

Русь становилась все более влиятельным государством. Московские князья поддерживали регулярные сношения с двумя десятками иностранных государств на Западе и Востоке. Вопросами внешней политики занимались великий князь и Боярская Дума. Для решения задач, вставших перед русской дипломатией с конца XV в., потребовалось создание специального ведомства. Им стал один из трех важнейших приказов государственного управления − Посольский, возглавленный думным дьяком И.М.Висковатым. Структура и функции этого учреждения приобрели законченные формы к 50-70 гг. XVII в. Тогда же были созданы первые постоянные диппредставительства за рубежом.

В этот период внешняя политика России заботилась о защите общенациональных интересов, понимаемых как приращение территории, богатств и населения страны. Во главу угла ставились обеспечение безопасности восточных рубежей России; защита южных границ России от походов крымских татар и Турции; воссоединение с Россией западнорусских − украинских и белорусских – земель; обеспечение выхода в Балтийское море.

Этапным событием на трудном пути вхождения страны в систему международных отношений после Смутного времени и иностранной интервенции начала XVII в., поставивших под угрозу саму российскую государственность, стал Вестфальский мир 1648 г. − краеугольный камень в установлении порядка в Европе, одним из гарантов которого выступила Россия.

Победа в Северной войне, принятие Петром I императорского титула в 1721 г. знаменовали принципиально важные перемены в международном положении России. Ее утверждение в качестве великой державы сопровождалось расширением сети постоянных дипломатических представительств в ведущих странах мира. В 1720 г. Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел (КИД). КИД действовала «по особому регламенту» и заведовала сношениями России с иностранными государствами. В период деятельности КИД выросла плеяда талантливых дипломатов, заложивших основные принципы и приемы русской дипломатии на длительный будущий период (Г.И.Головкин, Б.И.Куракин, П.П.Шафиров, А.И.Остерман, А.П.Бестужев-Рюмин, Н.И.Панин, А.А.Безбородко и др.).

XVIII в. занимает особое место в истории внешней политики России. Российская государственность поднималась на новую ступень, а сам характер политики страны постепенно менялся, приспосабливаясь к новому положению великой державы. Сформировались главные направления международной активности русского государства, в новых социально-экономических, политических, международных условиях были заложены основы идеологии и традиций, которыми стали руководствоваться правящие круги страны в XIX и начале XX в.

Блестящими дипломатическими победами ознаменовался век Екатерины II. Центр тяжести внешнеполитического курса страны был перенесен на решение черноморской проблемы. В результате двух войн и дипломатической борьбы Россия вышла широким фронтом к Черному морю, приобрела право проводить свои торговые суда через проливы Босфор и Дарданеллы, а также покровительствовать порабощенным Турцией христианским народам.

Военные и дипломатические усилия были направлены на создание обширного многонационального государства. В состав России вошли многие народы Восточной Европы, Кавказа, Средней и Центральной Азии. Россия укрепила свои позиции в Причерноморье, состоялось присоединение Крыма. Был завершен процесс воссоединения Украины и Белоруссии с Россией. Важные перспективные направления определились в Азии − движение как на восток (тихоокеанские исследовательские и промысловые экспедиции, основание Русской Америки), так и на юг (присоединение части Казахстана, страдавшего от жестокой агрессии Джунгарии). В Закавказье по Георгиевскому трактату 1783 г. царь Карталинский и Кахетинский Ираклий II признал покровительство и верховную власть России. Рост влияния империи в Европе и расширение ее владений в Азии и Северной Америке создавали предпосылки для превращения России в державу мирового класса. К концу XVIII в. задачи укрепления связей с государствами Центральной и Западной Европы, выхода к незамерзающим морям, утверждения великодержавного статуса страны были решены.

В 1802 г. в России была создана единая система органов исполнительной власти − Кабинет министров. Коллегия была заменена Министерством иностранных дел.

Первый министр иностранных дел А.Р.Воронцов сформировал временную канцелярию, которая первоначально делилась на 4 экспедиции, занимавшиеся политической перепиской. Позднее МИД обрел разветвленную и четкую структуру. Чиновникам присваивались ранги в соответствии с международной классификацией, установленной Венским конгрессом (1815 г.). Принятые в 1815 г. дипломатические ранги просуществовали в России до октября 1917 г.

Международная обстановка и внутреннее положение страны побудили Александра I к выработке новой внешнеполитической концепции, в основе которой лежало стремление установить в Европе прочное равновесие, базирующееся на принципах легитимизма.

В период наполеоновских войн российская дипломатия руководствовалась задачей создания антифранцузских коалиций и сокрушения империи Бонапарта. Победа России в Отечественной войне 1812 года и ее участие в освобождении европейских стран имели огромное международное значение для укрепления международного влияния нашей страны. Итог длительному периоду европейских войн подвел Венский конгресс (1814-1815 гг.), заложивший основы новой, «венской системы» международных отношений, ведущую роль в которой, благодаря своим военным и дипломатическим успехам, играла Россия.

В последующие годы российская дипломатия приложила большие усилия для поддержания сложившегося баланса сил на европейской арене. С этой целью Александр I инициировал создание в сентябре 1815 г. Священного союза монархов России, Австрии и Пруссии, к которому позднее присоединилось большинство европейских правителей.

Наряду с европейским направлением во внешней политики России в первой половине XIX в. приобретает большой вес ее восточная политика; одной из главных задач становится решение вопроса о черноморских проливах. Это имело для страны большое экономическое, политическое и военно-стратегическое значение и оказывало существенное влияние на отношения не только с Турцией, но и с Англией, Францией и Австрией. Традиционной для России оставалась покровительственная политика в отношении христианского населения Балканского полуострова, находившегося в разной степени зависимости от Порты.

Вторая половина XIX в. была также отмечена усилиями России по присоединению Кавказа, который рассматривался как военно-стратегический плацдарм для всей ее восточной политики.

Основным принципом построения многонациональной российской империи стал национальный универсализм. Николаю I принадлежали слова: «Немец, финляндец, татарин, грузин − вот что такое Россия».

Стремясь обеспечить безопасность восточных границ, российская внешняя политика решала задачи по усилению своего влияния в Средней Азии и Китае, прежде всего путем установления дипломатических отношений и развития торговых связей.

К началу XIX в. относится установление дипломатических отношений с Соединенными Штатами Америки.

Крымская война 1853-1856 гг. и Парижский конгресс стали рубежом целой эпохи в истории международных отношений. Окончательно прекратила существование «венская система». Ей на смену пришли другие системы союзов и объединений европейских государств.

Одним из важнейших уроков поражения России в Крымской войне явилось осознание необходимости строить внешнюю политику, исходя из учета национальных интересов. Основная задача дипломатии стала формулироваться как создание благоприятных внешних условий для осуществления внутренних реформ во всех сферах, для чего был нужен длительный мир. Для решения этой задачи России требовалось преодолеть международную изоляцию и устранить пагубные для нее последствия поражения в войне.

Дипломатические усилия на этом направлении министра А.М.Горчакова завершились в 1870 г. важным внешнеполитическим успехом − отменой ограничительных статей Парижского трактата.

Российская дипломатия продолжала защищать права христианских народов Османской империи, расширяла политическое влияние своего государства на Балканах посредством поддержки борьбы этих народов за освобождение и создание национальных государств.

Во второй половине XIX в. укрепляется принцип многовекторности внешней политики России: усиливается роль среднеазиатского и дальневосточного направлений. На многие годы определяющим фактором становится русско-английское соперничество. Серия договоров с Китаем и Японией в 1850-70-х гг. определила дальневосточные границы государства, дав ему территориальные приращения. Присоединение в 1850-х гг. Приамурья и Приморья, а в 1860-80-х гг. − Средней Азии завершило формирование Российской империи.

В конце XIX в. особую актуальность для российской дипломатии вновь приобрела проблема европейской безопасности. Рост соперничества за колонии и желание Германии сохранить за собой доминирующее положение в Европе заставили Россию отойти от сложившейся системы союзов и пойти на сближение с Францией. Подписание русско-французского договора в 1893 г. стало первым шагом на пути формирования системы тех взаимных обязательств Петербурга и Парижа, что послужили основой для создания Антанты − альянса России, Франции и Англии, призванного противостоять экспансионистским планам союза Центральных держав − Германии, Австро-Венгрии и Италии.

На Дальнем Востоке положение России, безрезультатно пытавшейся предотвратить столкновение с Японией, также становилось все более сложным. Поражение страны в русско-японской войне 1904-1905 гг. поставило перед российским МИД новую задачу − восстановление подорванного влияния на Дальнем Востоке.

В XIX и начале XX в. получили дальнейшее развитие структура и организационные основы МИД России. В 1846 г. было принято «Учреждение Министерства иностранных дел» (Положение о МИД), определившее новую структуру и функции Министерства. В 1859 г. А.М.Горчаков утвердил «Правила для определения на службу и к должности» в Министерстве иностранных дел. В 1868 г. было введено в действие «Учреждение МИД».

В 1906 г. министр иностранных дел А.П.Извольский осуществил модернизацию внешнеполитического ведомства. В частности, был создан Отдел печати, в обязанности которого входило отслеживать публикации русской и иностранной прессы по международной тематике и «давать общественному мнению объяснения относительно деятельности министерства».

К 1913 г. Россией был заметно расширен круг дипломатических и консульских загранпредставительств. Если в 1758 г. насчитывалось 11 российских загранучреждений, то в 1868 г. − 102, в 1897 г. − 147, а в 1903 г. – 173. К началу Первой мировой войны Россия поддерживала дипотношения с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

В годы Первой мировой войны перед российской дипломатией встали новые проблемы. Предстояло завершить превращение Антанты в полноценный военно-политический союз, наладить эффективное взаимодействие союзников.

Реальность военного времени потребовала от МИД России осуществления информационно-пропагандистских и контрпропагандистских функций, использования внешних рычагов для снабжения армии, заботы о военнопленных и т.д. Все больше заявляли о себе публичная и экономическая дипломатия. Происходила оптимизация структуры внешнеполитического ведомства, в рамках которого были созданы Отдел военнопленных, Особый политический отдел, Правовой и Экономический департаменты.

После 1917 г. начался новый этап в истории отечественной дипломатии. В соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) был образован Народный комиссариат по иностранным делам во главе с Л.Д.Троцким. Брестский мирный договор с Германией и ее союзниками дал России возможность выхода из Первой мировой войны.

В течение 1920-х гг. усилия советской дипломатии были направлены на вывод страны из политической изоляции, восстановление ее как признанного, равноправного и неотъемлемого субъекта международных отношений. Россия участвовала в Генуэзской и Лозаннской конференциях, заключила Рапалльский договор с Германией. В 1924 г. началась «полоса признания» СССР, были восстановлены дипломатические отношения со многими странами мира.

В 1930-е гг. советская дипломатия выступала за создание системы коллективной безопасности, стремилась предотвратить образование антисоветской коалиции и избежать угрозы большого военного конфликта с участием СССР, усиленно работала над укреплением внешнеполитических позиций государства. Важными шагами явились установление дипотношений с США (1933 г.), вступление СССР в Лигу наций (1934 г.).

Бесплодность усилий по созданию союза со странами Запада против фашистской агрессии, провал переговоров с Англией и Францией по этому вопросу и стремление избежать военного столкновения с Гитлером привели к подписанию в августе-сентябре 1939 г. договоров с Германией.

В годы войны основные задачи советской дипломатии были связаны с созданием и укреплением антигитлеровской коалиции, открытием второго фронта в Европе, разработкой основополагающих межсоюзнических документов, послевоенным урегулированием. Советский Союз стал одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций.

В межвоенный период и в годы войны отлаживались структура и организационные основы НКИД. В 1923 г. было одобрено «Положение о НКИД СССР». Для подготовки профессиональных кадров в 1939 г. была учреждена Высшая дипломатическая школа (ныне − Дипломатическая академия МИД России), а в 1944 г. - МГИМО. В 1941 и 1943 гг. для сотрудников НКИД были введены дипломатические ранги и утверждена дипломатическая форма (с 1954 г. повседневная форма была отменена, сохранялась только парадная форма для Чрезвычайных и Полномочных Послов и Посланников).

В марте 1946 г. НКИД был переименован в Министерство иностранных дел СССР.

Приоритетным направлением внешнеполитической деятельности советской дипломатии в послевоенный период стали борьба за мир, международную разрядку и разоружение. Многое делалось для упрочения авторитета ООН как универсального инструмента, призванного регулировать международные отношения. Были сделаны основные шаги по налаживанию отношений с освобожденными государствами Европы, восстановлению мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Советскому Союзу и его дипломатической службе принадлежала ведущая роль в политико-правовом обеспечении деколонизации афро-азиатских народов.

Биполярный характер установившейся мировой системы, приводя к кризисным ситуациям (Корейская война, венгерские и чехословацкие события 1956 и 1968 гг. соответственно, Карибский кризис 1962 г., война во Вьетнаме, ввод советских войск в Афганистан и др.), ставил отечественную дипломатию перед необходимостью политического разрешения этих конфликтов.

Активная деятельность советской дипломатии позволила выйти на практические договоренности в двусторонних отношениях с западными странами (Договор с ФРГ 1970 г., документ «Основы взаимоотношений между СССР и США» 1972 г.).

Отечественная дипломатия внесла крупный вклад в общеевропейский процесс, важной вехой которого стало подписание в 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. МИД СССР способствовал достижению договоренностей с ведущими западными странами, прежде всего с США, в области ограничения гонки вооружений и разоружения (Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ-I, 1972 г.), Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-II, 1979 г.).

Перестроечные процессы во второй половине 1980-х гг. сопровождались коренными сдвигами в советском внешнеполитическом курсе, в основу которого было положено видение единства и взаимозависимости мирового сообщества. На этом историческом отрезке удалось добиться потепления международного климата, вывести из арсеналов целые категории вооружений. Военно-стратегическое противостояние по оси Запад-Восток было минимизировано, урегулирован германский вопрос, нормализованы отношения с Китаем.

С 1991 г. происходит становление внешней политики России как нового демократического государства.

Россия в сложнейших условиях сумела отстоять свои коренные национальные интересы на международной арене. Ее внешняя политика приобрела системный, прагматический характер. Воссоздан необходимый геостратегический баланс российской внешнеполитической деятельности.

В 1991 г. было принято решение о преобразовании МИД в Министерство внешних сношений (МВС) СССР с одновременной передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей. Однако с распадом СССР МВС прекратило свою деятельность. Его правопреемником стало Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое возглавляли А.В.Козырев (1990-1996 гг.), Е.М.Примаков (1996-1998 гг.), И.С.Иванов (1998-2004 гг.) и С.В.Лавров (с 9 марта 2004 г. по настоящее время).

Организационная структура Министерства и его функции определяются утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 865 от 11 июля 2004 г. Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (с внесенными изменениями в соответствии с рядом Указов Президента Российской Федерации).

Постановлением правительства в 2001 г. была введена форменная одежда современного образца для дипломатических работников, имеющих ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла и Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 классов.

В своей деятельности МИД руководствуется «Концепцией внешней политики Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 г. В соответствии с этим программным документом российская внешняя политика направлена на решение основополагающих задач, в частности: на обеспечение национальной безопасности, суверенитета, территориальной целостности страны, создание благоприятных условий для устойчивого роста экономики, укрепление международного мира и стабильности, упрочение всеобщей безопасности, повышение роли ООН, развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами. Неизменными остаются ключевые принципы внешней политики России: независимость, открытость, предсказуемость, прагматизм, многовекторность, нацеленность на отстаивание национальных интересов.

В День дипломатического работника в МИД России традиционно проходит торжественное собрание, в ходе которого с приветственным словом выступает Министр, представители других федеральных государственных структур. Отмечаются наградами сотрудники дипломатической службы, ветераны. Возлагаются цветы к памятной доске в здании Министерства с именами наших коллег, павших на фронтах Великой Отечественной войны, а также к памятным доскам дипломатов, погибших при исполнении служебного долга и в годы сталинских репрессий. Цветы возлагаются к местам захоронений видных российских дипломатов в России и за рубежом. Аналогичные церемонии, собрания, праздничные программы, протокольные мероприятия организовываются посольствами и консульствами России за границей.

МИД России