“Теория без практики мертва” А.В. Суворов
Кадетское воспитание и образование

Кадетское образование.......jpg

Свое начало Российская кадетская образовательная система берет с 25 января 1701 года (14 января - по ст.ст.), когда Российский Император Петр I основал «Школу математических и навигацких наук» (с 1715 года - Морская академия, впоследствии преобразованная в Морской кадетский корпус).

В период с 1701 по 1862 годы в Российской Империи была сформирована система кадетского воспитания и образования, имеющей целью подготовку юношей к службе Отечеству посредством выработки в кадетах верных понятий и стремлений, служащих прочной основой искренней преданности, сознательного повиновения власти и закону, чувств чести, добра и правды.

Воспитание в кадетских корпусах было проникнуто духом христианского вероучения и строго согласовано с началами русского государственного устройства. Выпускники кадетских корпусов подлежали приему в высшие учебные заведения без экзаменов и дальнейшей службе на благо России.

Под руководством Государя эта система дала стране выдающихся полководцев и флотоводцев, политиков, ученых, спортсменов, деятелей культуры и святых праведников Земли Русской.

В период с 1863 по 1882 годы, во время реформы Милютина, военно-специальное образование в Российской Империи было отделено от военно-подготовительного, кадетские корпуса были разделены - большинство перевели в категорию военных гимназий (в которых военные должности были заменены гражданскими), а часть преобразовали в различные училища. Общее направление подготовки кадет перестало быть ориентированным на военную службу. В результате государство получило снижение уровня воспитания и образования, падение дисциплины и нравственности.

В 1883 году, испытывая нехватку образованных, духовно и нравственно устойчивых, преданных воинов и служащих Российской Империи, кадетские корпуса были восстановлены в прежнем качестве и устройстве. Возвращены военные должности и воинские дисциплины, восстановлены обязанности и права выпускников. Система кадетского воспитания и образования продолжила подготовку юношей к служению Отечеству.

После октябрьской революции 1917 года все Российские кадетские корпуса были ликвидированы. Воспитанники пятнадцати кадетских корпусов оказались за рубежом. Обучение продолжили несколько корпусов, сохраняя традиции русского кадетского воспитания и образования, что позволило практически всем воспитанникам этих корпусов занять в жизни достойное положение, некоторые стали известными и уважаемыми людьми стран своего проживания. В силу отсутствия дальнейшего русского военного образования все выпускники продолжили обучение в высших гражданских учебных заведениях. Последние русские кадетские корпуса просуществовали в Югославии - до 1944 года и во Франции - до 1964 года.

С 1921 по 1930 годы, испытывая нехватку подготовленных кадров, советская власть предпринимала попытки создания школ для подготовки юношей к поступлению в военные училища, но без какого-либо успеха. И только в 1937 году СНК СССР принимает решение об образовании в средних специальных военных артиллерийских школ, в которых приступили к обучению юношей 8-10-х классов. Полученный опыт себя оправдал и в период с 1937 до 1946 года в стране было создано около полусотни артиллерийских, военно-морских и военно-воздушных специальных школ.

В период с 1943 по 1991 годы в Советском Союзе под руководством Верховного Главнокомандующего создана и успешно работала система суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, созданных по образу Императорских кадетских корпусов.

Особое внимание уделялось нравственному, патриотическому и трудовому воспитанию, военным и развивающим дисциплинам, для подготовки воспитанников к воинскому служению, поступление в высшие учебные заведения осуществлялось без экзаменов.

Суворовские и нахимовские училища воспитали множество героев, военачальников, генералов и адмиралов, министров и государственных руководителей, чемпионов мира и олимпийских игр, профессоров и докторов наук, выдающихся политических, культурных и общественных деятелей.

В период с 1992 по 2013 годы в суворовских, нахимовских, кадетских училищах и корпусах проведено множество изменений и преобразований. Военные должности ликвидированы, право поступления выпускников без экзаменов в высшие учебных заведения аннулировано, трудовое воспитание запрещено.

В министерствах и ведомствах, региональных и муниципальных образованиях Российской Федерации создано множество кадетских корпусов, пансионов, школ, интернатов и десятки тысяч кадетских классов, с различной идеологической и профессиональной направленностью.

Единого центра руководства кадетским воспитанием не существует. Многие выпускники заняты вопросами трудоустройства или работают не по своей профессии.

В период с 2014 по 2016 годы кадетские общественные организации инициировали проведение комплекса государственных и общественных собраний, слушаний и конференций в Государственной Думе, Совете Федераций, Общественной Палате, министерствах и ведомствах Российской Федерации, по вопросам состояния и перспективах развития кадетского воспитания и образования в России.

В январе 2016 года, по результатам кадетской инициативы, поддержки ВРНС, ОП РФ и поручения Президента России, в Минпросвещении РФ создан Совет по кадетскому образованию, основной задачей которого является приведение кадетского воспитания и образования к единому стандарту, основанному на лучших достижениях в воспитании кадет Российской Империи и суворовцев, нахимовцев в Советском Союзе.

В Совете по кадетскому образованию Московские суворовцы несут основною нагрузку, являются авторами Концепции кадетского образования и соавторами методических рекомендаций, ФГОС начальной военной и военно-морской подготовки, норм обеспечения, проектов распоряжений и приказов.

Направления и результаты формирования системы кадетского воспитания и образования в Российской Федерации: