“Скорость нужна, а поспешность вредна” А.В. Суворов
ЕДИНСТВЕННАЯ В МИРЕ
13.09.2024

летчица старший лейтенант Е.И. Зеленко.jpg

«Заместитель командира эскадрильи 135-го авиационного полка Юго-Западного фронта летчица старший лейтенант Е.И. Зеленко после выполнения боевого задания в районе г. Сумы была атакована семью немецкими истребителями. В завязавшемся воздушном бою отважная летчица одного из них сбила огнем пулемета, а второго таранила. Вражеский самолет рухнул на землю. Е.И. Зеленко погибла. Это был первый случай воздушного тарана, совершенного летчицей». Это строки из книги "СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Краткая хроника".

Это был первый в мире воздушный таран, совершенный женщиной. Первый и единственный! Какими же наградами он отмечен? К сожалению, в то время именно этот уникальный подвиг никак не был оценен. Причина в том, что известен он стал гораздо позже. Однако за все предыдущие боевые заслуги Екатерины Зеленко командир полка представил ее к званию Героя Советского Союза. Вот что было написано в представлении: "В июле месяце в районе города Пропойска т. Зеленко вела группу ближних бомбардировщиков на немецкую танковую колону. В результате смелого и решительного налета было уничтожено до 45 танков и 20 автомашин с пехотой... В районе станции Быхово в августе 1941 года группа бомбардировщиков попала под шквальный огонь над группировкой войск противника. Невзирая на артиллерийский обстрел, т. Зеленко задание выполнила на отлично, при этом уничтожив батальон фашистской пехоты и не потеряв ни одного своего самолета… Е.И. Зеленко направлялась на самые сложные задания, в воздушных боях участвовала 12 раз, за период боевой работы выполнила 40 боевых вылетов… В ходе воздушного боя под Ромнами была сбита".

К великому сожалению, звания Героя летчица тогда не была удостоена: командование полка не знало о ее таране и, естественно, не указало о нем в представлении. Поэтому Е.И. Зеленко была посмертно награждена орденом Ленина.

Когда о таране Екатерины Зеленко стало известно, в поиски материалов о ее жизни и подвиге включились многие: сослуживцы, Сумской комитет ветеранов и ее тогдашний председатель Колесников, учителя и ученики школы села Анастасьевки, в небе над которым храбрая летчица совершила свой таран. О подвиге рассказали в "Комсомольской правде" Г. Бочаров, в своей книге "Рыцари пятого океана" написал генерал-полковник А. Рытов, в обстоятельном очерке "Таран" осветил события того дня сумской журналист П. Нестеренко. Своими воспоминаниями в печати поделились бывший командир полка, в котором воевала Зеленко, генерал-лейтенант А. Пушкин и заслуженный летчик-испытатель Н. Русакова. Литератор И. Стадницкая, изучившая документы ряда музеев Екатерины Зеленко и встретившаяся с ее сослуживцами, ознакомила с подвигом летчицы своих читателей. Во многих публикациях основной была мысль, что этот подвиг заслуживает высокой награды. А организации ветеранов Великой Отечественной войны, сослуживцы летчицы требовали от соответствующих властей присвоить ей имя Героя. И спустя почти 50 лет после совершения уникального подвига Екатерине Зеленко было присвоено звания Героя Советского Союза.

Катя Зеленко родилась в Курске в 1916 году. Её семья была большой и дружной. Родные летчицы рассказывают, что она с малых лет грезила полетами, с восторгом смотрела на пролетавшие самолеты. Более того, еще дошкольницей взобралась на старенький сарай и, раскрыв обыкновенный зонтик, спрыгнула с крыши. Ушиблась, но не плакала. Если бы об этом "полете" она не вспомнила в письме к сестре спустя два десятка лет, трудно было бы поверить в сам факт прыжка.

Семилетку Катя закончила в Курске. Затем в Воронеже поступила в авиационный техникум. Но стать техником или корпеть над чертежной доской она, скорее всего, не собиралась. Ее тянуло в небо управлять самолетом, покорять высоту. А тут еще на каждом углу расклеены плакаты с призывами: "Молодежь — на самолет!", "Юноши и девушки, поступайте в Воронежский аэроклуб!"

Катя появилась в аэроклубе. Вместе с шестью девушками ее приняли. Там Катя подружилась с Ниной Русаковой, ставшей впоследствии заслуженным летчиком-испытателем. Нелегко было девушкам в ту пору. Как вспоминает Нина Ивановна, они возвращались домой поздно вечером, а в два часа ночи поднимались и шли пешком через весь город к летному полю. В четыре часа утра начинались полеты, в девять — занятия в техникуме, с четырнадцати часов — теория в аэроклубе. И так — каждый день.

В ноябре 1933 года в аэроклуб приехала комиссия Оренбургского военного училища летчиков, чтобы отобрать лучших курсантов. Из шести девушек в училище приняли только двоих. Обе девушки по комсомольской путевке выехали в Оренбург.

Русакова вспоминала, что в Оренбурге они жили в одной комнатке, обучились, правда, у разных инструкторов, но Нина Ивановна знала, что программу Катя усваивала быстрее, как говорят, со знанием дела. Девушкой Зеленкова была статной, подтянутой и крепкой. Предпочитала короткую стрижку. Никогда и ни в чем не уступала курсантам-юношам. Училась на отлично.

Сведений о довоенной жизни Кати Зеленко не так много. Подполковник Б. Миневрин, собиравший материалы о воспитанниках Оренбургского авиационного училища летчиков, с помощью очевидцев восстановил картину первого самостоятельного полета Кати — курсанта… Было холодное февральское утро. Девушки-курсантки прибыли на аэродром, где ожидались контрольные полеты с командиром отряда. Катя Зеленко, услышав команду "По самолетам!", резко поднялась в кабину, пристегнула ремни. Запустив двигатель, она вырулила на исполнительный старт, дала газ, и самолет поднялся в небо. Когда полет по кругу был завершен, командир отряда, улыбнувшись, сказал: «Летаете хорошо! Теперь полетите одна». «Есть лететь одной!» — выпалила Катя. Самостоятельный полет девушка выполнила блестяще. И высшей наградой ее мастерству было слово инструктора: "Отлично".

О серьезности подхода Кати к вопросам учебы и овладению летными навыками говорит и тот факт, что основной курс Оренбургской летной школы она закончила менее чем за 11 месяцев. Уже в декабре 1934 года Катя Зеленко в возрасте 18 лет стала военным летчиком. Ее распределили в Харьковскую авиабригаду.

Вскоре по прибытии в часть молодая летчица участвует в окружных состязаниях по технике пилотирования. На них Катя занимает первое место. Инспектор, вернувшийся с ней из полета, сказал Екатерине: "Грамотно летаете". В представлении Екатерины Зеленко к присвоению ей воинского звания досрочно командир писал: "Волевые качества хорошо развиты. Энергичная. Решительна. Огневая подготовка отличная. Может успешно передавать свои знания подчиненным». В этом же представлении указывалось, что Екатерина Зеленко летает на самолетах шести типов. В личном деле летчицы сохранилась и такая запись: «Отличница боевой и политической подготовки. Успешно летает днем и ночью. Хорошая спортсменка. Выдвинута на должность командира звена. Присвоено звание «старший лейтенант».

С первых дней Зимней войны Катя просится на фронт. Не сразу была удовлетворена ее просьба: женщин тогда на фронт не направляли. Пришлось девушке убеждать начальство, что ей крайне необходимо ехать на фронт и командование уступило. Ее зачислили в 11-й легкобомбардировочный полк. Катя тут же написала письмо Павлу Игнатенко (своему будущему мужу): "Сегодня убываю на фронт — пожелай мне удачи. Я хорошо представляю, что война станет для меня тяжелым испытанием, но уверена в себе: выдержу, преодолею любые трудности. Кстати, поступление и учебу в академию придется отложить. До того времени, пока полностью не разгромим врага".

Катя была единственной летчицей, воевавшей над Карельским перешейком. Она летает на самолете P-Z и наносит бомбовые удары по укрепленным точкам противника. В ходе вылетов уничтожает финскую батарею, успешно бомбит вражеский склад боеприпасов. За смелость и умелое выполнение боевых задач Зеленко награждают орденом боевого Красного Знамени.

В представлении к награде Екатерины Зеленко указывалось: "В операциях 8-й армии имеет боевой налет 9 часов, 8 боевых вылетов. Смелый, отважный летчик. Боевые вылеты выполняет с немалым желанием, в сложных метеоусловиях и напряженной воздушной обстановке всегда хладнокровна и настойчива. Будучи обстрелянной зенитной артиллерией, храбро продолжала ведение боя и задание выполнила отлично". Когда М.И. Калинин вручал в Кремле девушке орден, он шепнул Кате: "Будем фотографироваться, сядьте возле меня". Фотограф запечатлел это волнующее событие в жизни молодой летчицы.

Накануне Великой Отечественной войны Екатерине было поручено ответственное задание. Нужно было провести войсковые испытания на тот момент новейшего ближнего бомбардировщика Су-2. Зеленко целиком включается в сложную и небезопасную работу.

Су-2 Екатерины Зеленко.jpeg

При этом Катя оставалась обычной молодой девушкой, шел ей всего лишь 24-й год. Летчицу любили все, кто окружал. Являясь единственной женщиной в авиаполку, именно она создавала уют и была примером для летчиков.

Генерал-полковник А.Г. Рытов писал о предвоенных буднях Катиного полка. "Однажды, — вспоминает Андрей Герасимович, — я прибыл в полк, который дислоцировался на приозерном аэродроме. Вдоль берега расположилось несколько домиков, в них жили летчики. Я прошел в один. На полу ни соринки, на окошках занавески сшитые из марли, стол покрыт скатертью, и на нем даже еловая веточка с симпатичными шишками в баночке красуется. «Вот это порядок! — высказал я похвалу летчикам. — Молодцы. Кто же у вас такой уют создает?» Пилоты стоят, улыбаются. Затем один из них с гордостью отвечает: «Беспорядка не терпит наша хозяйка». «Какая такая хозяйка?» — спрашиваю. «А самая что ни на есть настоящая. Вон за той занавеской», — отвечает летчик и показывает на полог из ситца, который висит на телефонном проводе. И действительно: край занавески приподнялся, и оттуда вышла девушка. Обута в унты, гимнастерка ладно пригнана, подпоясана офицерским ремнем. В голубых петлицах сверкают три кубика. «Старший лейтенант Екатерина Зеленко!» — браво отрапортовала она».

С началом Великой Отечественной войны Екатерина на фронте. Ведет воздушные бои, наносит бомбовые удары по важным вражеским объектам, вылетает на разведку. Об одном таком бое генерал-лейтенант авиации Герой Советского Союза А.И. Пушкин вспоминал: "В самом начале июля 1941 года наша армия вела тяжелейшие оборонительные бои под Бобруйском. Фашисты упорно рвались к Днепру. Необходимо было оказать помощь нашим наземным войскам. Об этом я и сказал летчикам. Задачу поставил следующую: остановить механизированную колонну гитлеровцев, выдвинувшуюся из Бобруйска. Командиром группы назначил Екатерину Зеленко. С поставленной задачей летчики справилась отлично. Они атаковали вражескую колонну, сожгли десятки танков и грузовых автомашин, уничтожили большое количество живой силы противника. В этом бою наша Катюша проявила себя как умелый, знающий свое дело командир, отличный летчик".

Су-2 Екатерины Зеленко....png

Потом были новые боевые вылеты, новые воздушные бои. И всегда она вела себя смело, как настоящий ас. Обратимся к воспоминаниям сослуживцев летчицы. «До 1941 года я служил в одной авиацианно-бомбардировочной части в Харькове, которой командовал Николай Каманин, один из первых Героев Советского Союза», — вспоминал бывший штурман звена, начальник связи эскадрильи 135-го ббап И. Павленко. «Помню Катю очень хорошо: среднего роста, с приятными чертами лица, имела аккуратную прическу и очень любила носить военную форму, которая, кстати, симпатично сидела на ее крепко сложенной спортивной фигуре». Бывший военный летчик С. Комаров писал о Зеленко: "В полку Катю все уважали. Во-первых, по возрасту она была несколько старше многих пилотов. В то время ей уже было 25-26 лет. Во-вторых, она была опытным летчиком. Вот поэтому она пользовалась среди нас большим авторитетом. Хорошо помню ее последний вылет — 12 сентября 1941 года. А запомнился он мне потому, что Катя в тот день уже в третий раз полетала на боевое задание".

Именно этот третий вылет стал последним в ее жизни — вылет трагический и одновременно героический. Что же произошло в тот день? В этот утро Катя поднялась рано. День был пасмурный, туман долго не рассеивался. Но как только солнце проглянуло через рваные облака, Зеленко успела два раза совершить вылет на разведку. При этом во втором вылете ее Су-2 получил повреждения, и девушка с грустью ожидала, когда закончится его ремонт. В обед в полк пришло тревожное известие о том, что фашистские танки прорвали наш фронт. Необходимо было немедленно провести разведку и уточнить обстановку. Екатерина вновь вызвалась совершить полет. Ей выделили Су-2 заместителя командира полка А. Пушкина. Совместно с комэском капитаном Лебедевым Зеленко вылетела на разведку. Требовалось разведать боевую обстановку в районе Ромен-Нежина-Прилуки-Пирятина-Лубен. Узнать направление продвижения танковой колоны генерала Гудериана, количество фашистских боевых машин и передать данные командованию.

Когда наши самолеты уже возвращались к себе на аэродром, внезапно в небе в районе села Анастасьевка показались семь немецких истребителей Bf.109.

Вот что рассказал Павлык, бывший штурманом на самолете Зеленко: «После выполнения разведывательной задачи мы повернули на свой аэродром. Наш Су-2 атаковали семь "мессершмиттов". Я вел заградительный огонь. Боеприпасы кончались. В этот момент один из фашистских истребителей заслонил смотровое стекло, Зеленко нажала гашетку ШКАСов. Гитлеровский самолет загорелся и круто ушел к земле. Однако нас тоже зацепило. Я доложил ей, что ранен. Зеленко отдала приказ покинуть машину и во что бы то ни стало добраться до своих, чтобы доложить о результатах разведки. Сама продолжила вести бой».

Неравный бой в небе героического летчика с семеркой фашистских истребителей шел на глазах местных жителей. Именно эти люди стали свидетелями смелого тарана, который совершила молодая летчица. «Я видел, как над селом разгорался бой между нашим и фашистским самолетами, — вспоминает очевидец М. Бутко. — Я заметил, что наш самолет резко пошел на сближение с немецким. Самолеты столкнулись и оба начали падать. Краснозвездный сразу полетел вниз и загорелся. А немецкий самолет еще пролетел километра два и тоже упал. Прискакал я туда, куда упал наш самолет. Вокруг бушевало пламя. Тело летчика было сильно повреждено. О том, что это девушка, узнали из документов. Нашли здесь комсомольский билет, орденскую книжку и удостоверение личности. Вблизи обломков я увидел орден боевого Красного знамени, который отдал старшим товарищам».

Местные жители не смогли сообщить о гибели храброй летчицы: утром следующего дня село захватили гитлеровцы. «Я убежден, — вспоминал генерал лейтенант А. Пушкин, — что она была готова к подвигу. Поскольку Зеленко уже не имела возможности уничтожить немецкий самолет пулеметным огнем, решила сбить его своей машиной. Ну, а что будет потом? Об этом, видимо, она тогда не думала. Таран — это очень смелое действие летчика, к которому прибегают лишь мужественные, решительные люди. И именно такой была Катя».

Жители села похоронили Катю, а комсомольский билет взяла учительница сельской школы Анастасия Пантелеймоновна Марченко. После войны его передали в Оренбургское авиационное училище.

В тот день экспедитор училища принес в штаб очередную почту. В одном из конвертов оказалось письмо из Сумского обкома комсомола и пробитый осколком, окровавленный комсомольский билет. В письме сообщалось: «В сентябре 1941 года в ходе воздушного боя над одним из районов Сумской области пала смертью храбрых воспитанница 1-го Чкаловского военного авиационного училища комсомолка Екатерина Ивановна Зеленко. В течении одного боя она сбила два фашистских самолета. Передаем вам билет Кати Зеленко. Пусть этот простреленный и залитый кровью билет помогает новым курсантам глубже познать цену героизма и потерь в годы войны».

В селе Анастасьевке Екатерине Зеленко поставлен памятник героической летчицы, создан ее музей. Имя героини носят улицы ряда городов, а ее бронзовый бюст установлен в Курске. В честь нее "Катюшей" названа планета, открытая научным сотрудником Т. Смирновой Крымской астрофизической обсерватории.

Памятник Екатерины Зеленко.jpg

Военное обозрение