“Чем больше удобств, тем меньше храбрости” А.В. Суворов
С Днем Военного Юриста!
29.03.2024

С Днем Военного Юриста...jpg

Московские суворовцы от всей души поздравляют военных юристов с профессиональным праздником и желают нашим воинам правосудия крепкого здоровья, благополучия в семьях, добра, веры и успехов в служении по Закону Совести!

29 марта 1836 года император Николай I учредил Военное министерство, где впервые была введена должность юридического консультанта.

В наше время «День специалиста юридической службы» в Вооружённых силах Российской Федерации установлен указом Президента РФ от 31 мая 2006 года.

Сегодня уже сложно себе представить ВС РФ без юридической составляющей, без тех специалистов, которые контролируют соблюдение законности как в отношении к военнослужащим, так и в отношении военнослужащих к гражданским лицам. Это по-настоящему кропотливая работа, от качества которой зависит микроклимат в любом отдельно взятом военном подразделении, а также общее правовое состояние армии и флота. Ведь Вооружённые силы – это не только учения, ежедневные дежурства, пополнение кадрового состава, ввод в эксплуатацию новой военной техники, это ещё и та самая правовая основа прохождения службы от рядового до генерала, от стрелка до командующего армией, округом.

По словам министра обороны Сергея Шойгу, военные юристы обеспечивают соблюдение законности в каждодневной деятельности частей, соединений, органов управления ВС РФ. Антикоррупционная деятельность, пресечение неуставных отношений, правовая экспертиза проектов нормативных документов и актов, участие в подготовке проектов законов.

Одна из дополнительных задач военных юристов России – правовая основа международного сотрудничества военного и военно-технического характера.

Всего один пример: с экранов телевизоров, из газет, радиоприёмников, из Интернета мы несколько лет назад узнали о введении российского контингента в Сирийскую Арабскую Республику для оказания помощи сирийским правительственным силам в борьбе с международным терроризмом. По сути, всего несколько строк информации, а какая колоссальная работа за этими строками стоит! И одно из направлений кропотливой работы – учёт всех юридических тонкостей именно в плане использования российских подразделений (тех же эскадрилий ВКС РФ) за пределами Российской Федерации.

Были изучены многочисленные нормативные акты, проведены переговоры с сирийскими коллегами, обсуждены варианты взаимодействия. Также особое внимание коснулось наделения российских военнослужащих, побывавших в командировках в Сирии, теми или иными льготами; с дальнейшим закреплением особого статуса участников боевых действий в САР.

Отдельная тема – работа военных юристов, обслуживающих заключение соглашений и подписание контрактов на поставку военной техники и оружия в зарубежные страны. Дополнительных проблем сегодня добавляют разнообразные санкции, которые США и ряд их сателлитов пытаются использовать для нечистоплотной борьбы с российскими производителями. Санкциями в отрасли оборонной промышленности противник пытается не только перекрыть каналы взаимодействия с торговыми партнёрами, но и снизить уровень конкурентоспособности производителей российских вооружений. Именно поэтому здесь крайне важно юридическое сопровождение сделки сторонами подписания контракта. Также важны правовые гарантии, без которых реализация продукции российского ВПК за рубеж может существенно сократиться в объёмах.

У юридической службы армии нашей страны богатая история. В ней можно выделить немалое количество по-настоящему ярких эпизодов. Одним из таких эпизодов работы военных юристов безусловно является Нюрнбергский процесс, на котором по заслугам получили военные преступники Третьего рейха. Именно советская сторона представила в Нюрнберге наибольшие объёмы материалов, которые послужили доказательствами тех страшных деяний, которые были совершены гитлеровцами и их подельниками.

Вспоминая о событиях более чем 70-летней давности, стоит подумать над тем, что современным военным юристам России вполне может пригодиться опыт советских военных прокуроров. Ведь и сегодня в мире проявляют себя те, кто готов эксплуатировать идеологию расового, национального и иного превосходства в масштабе целых государств. Именно поэтому когда говорят о «Нюрнберге-2», он кажется невероятным только на первый взгляд. Справедливость всегда расставляет всё на свои места. К осени 1941-го тоже вряд ли кто-то по-настоящему задумывался над тем, что пройдёт всего несколько лет и гитлеровские палачи встретятся с петлёй.

«Военное обозрение»