“Где меньше войска, там больше храбрых” А.В. Суворов
Русский общевоинский праздник святого Георгия Победоносца
09.12.2022

Праздник святого Георгия Победоносца.jpg

Святой Великомученик Георгий Победоносец был славным и, как говорит его житие, очень красивым воином. Он был «Тысяченачальником», то есть трибуном, тысяцким, полковником, начальником над полком в тысячу человек. Откуда он родом - неизвестно, то ли он был рожден в Бейруте, то ли в Палестине. Палестина тогда административно принадлежала римской провинции Сирия, и со времен Александра Великого была сильно эллинизированна. Его родители были богатыми землевладельцами (само его имя по-гречески обозначает буквально «земледелец»), но он пошел на военную службу и очень отличился своими военными качествами. Он был выдающимся, блестящим военачальником, состоявшим в свите самого императора Диоклетиана (свита по-латыни называлась «комите», т. е. он был комитом, значит - графом). И вот, комит Георгий стал христианином.

А во времена царствования императора Диоклетиана происходило страшное гонение на христиан. Это было последнее гонение в Римской Империи, ибо вскоре после смерти Диоклетиана, при царе Константине была дана свобода всем вероисповеданиям. И вот, когда Диоклетиан узнал, что Георгий стал христианином, он предложил ему отказаться от его веры, иначе он его лишит всех его почетных титулов. На это Георгий Победоносец ответил отказом, и тогда его лишили всех титулов и почестей и заточили в тюрьму. Царь предложил ему еще раз: откажись от своей веры, иначе мы тебя будем пытать. Георгий ответил, что даже под этой угрозой он от своей веры не откажется. Его пытали. Предложили ему в третий раз: откажись, или мы тебя умертвим. Он остался твёрд, и его убили. Он погиб после жестоких мучений в 303 году. Он был не просто героем, а героем стойким и твёрдым в своих убеждениях. Этим он может и для всех нас быть примером.

Праздник Георгиевских кавалеров был установлен Указом Императрицы Екатерины Великой от 26 ноября по православному стилю (9 декабря по гражданскому стилю) 1769 года. Именно в этот день, за семь веков до этого, 26 ноября 1051 года, великий князь киевский Ярослав Мудрый, автор «Русской Правды», лично возглавил освящение в Киеве, у Золотых врат, храма во имя святого Георгия Победоносца, его небесного покровителя. Освящение этого храма святого Георгия Победоносца в 1051 году в Киеве совершил Киевский митрополит Илларион, первый русский митрополит на Руси. Он был избран князем и собором русских епископов за свою подвижническую жизнь и за свою учёность. Он управлял Русской Церковью от 1051 до 1054 года. Есть предположения, что он был первым автором наших Летописей, то есть наших первых национальных идейных программ. Он был также автором «Слова о законе и благодати», «Исповедания веры» и других посланий. В своем Указе от 26 ноября 1769 года, Императрица Екатерина Великая повелевает:

«Божиею споспешествующею милостию, Мы Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская: Московская, Киевская, Владимирская, Новгородская, царица Казанская, царица Мирская, царица Астраханская, царица Сибирская, царица Херсонеса Таврического... и государыня Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских князей и иных наследная государыня и обладательница.

Как Российския ИМПЕРИИ Слава наипаче распространилась и возвысилась Верностию, Храбростию и благоразумным Поведением Воинского чина: то из особливой НАШЕЙ Императорской милости к служащим в войсках НАШИХ, в отмену и награждение им за оказанную от них во многих случаях НАМ и Предкам НАШИМ Ревность и Службу, также и для поощрения их в Воинском искусстве, восхотели МЫ учредить новый Военный орден, снабдить оный всеми теми преимуществами, кои споспешествовать будут сему НАШЕМУ предприятию...

Сей Орден должен почитаться учрежденным с 1769 года, месяца Ноября с 26 числа, в который день МЫ знаки онаго на СЕБЯ возложа, пожаловали чрез долгое время с отличностию НАМ и Отечеству служащих, и впредь ежегодно сей день празднован будет, как при Дворе НАШЕМ, так и во всех местах, где случится Кавалер Большого Креста.

Именоваться будет Орден сей: Военным Святого Великомученика и Победоносца ГЕОРГИЯ Орденом: оный же от НАС пожалованные называться будут: Кавалерами Святого ГЕОРГИЯ. Знак сего Ордена получающим оный да будет пред светом доказательством милостиваго НАШЕГО благоволения за Службу и доброе их Поведение на все времена. Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны, не дают Права быть пожалованным сим Орденом: но дается оный тем, кои не только Должность свою исправляли во всем по Присяге, Чести и Долгу своему; но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным Поступком...»

Офицерский орден святого Георгия имел 4 степени. С 1769 года до 1917 года, т.е. за 148 лет, первую степень ордена получило 19 человек. Вторую - несколько десятков, третью - несколько сотен. Кавалеров четвёртой степени было немного больше 6 тысяч. Значит, за полтора века всего лишь около 7 тысяч офицеров стали Георгиевскими Кавалерами. Солдатский Георгиевский Крест было легче получить, у солдата было больше возможностей проявить личное мужество в бою, ибо он чаще соприкасался с врагом. Посему, солдатских Георгиевских Крестов трех степеней за эти почти 150 лет было дано гораздо больше. В то время, как офицерские Георгиевские Кресты должен был жаловать сам Царь, по личному усмотрению или по ходатайству Думы Георгиевских Кавалеров, солдатские Георгиевские Кресты давались командующими Армейских Корпусов, от имени Царя.

Все пожалованные этим орденом офицеры и солдаты одинаково считались Георгиевскими Кавалерами. Есть прекрасное описание одной встречи Георгиевских Кавалеров в Петербурге, с участием Царя. Эти встречи происходили ежегодно в день 26 ноября, по православному календарю (9 декабря по гражданскому стилю), в обеих столицах - Петербурге и Москве, а также и во всех губернских городах. Старые заслуженные генералы и самого низкого чина рядовые - все приходили в этот день в царский дворец, на прием к Царю. Все они были в этот день равными, ибо все они были героями, что не зависит от чинов.

Быть Георгиевским Кавалером - это великая честь. По нашим старинным русским понятиям, честь не достигалась ни деньгами, ни «бизнесом», ни выборами, ни связями. У нас в России честь достигалась лишь служением, но не себе и не партиям или любым иным корпорациям, а лишь России и русскому народу. В многих русских кадетских корпусах был такой лозунг: «Жизнь - стране, честь - никому». Честь - это личная человеческая совесть. Как сказал наш певец в «Слове о полку Игореве», описывая ратные дела русичей, которые при этом «ищут себе чести, а князю - славы». Нельзя обрести себе личной чести, без подчинения этой чести служению славе Земли Русской.

Почему Орден Георгиевских Кавалеров был учрежден именно в этот день? Как мы видели, это был день освящения одного киевского храма великим князем Ярославом Мудрым. Но у нас были и другие Георгии. Правнук Ярослава Мудрого, основатель Москвы Юрий Долгорукий, тоже был Георгием. И на гербе Московского Великого Княжества всегда изображался именно Георгий Победоносец. Когда Московские Великие Князья поняли, что судьба Москвы - не только быть Великим княжеством, но и столицей Православного Царства (так как Православное Царство в Византии кончилось под натиском турок, при провокационном попустительстве и предательстве Запада), тогда Россия приняла герб Восточной Римской Империи (Византии), как символ своей исторической миссии: Римский чёрный орел на константинопольском золотом щите. Великий князь Иван Третий, женившись в 1472 году на наследнице Константинопольского престола царевне Софии Палеолог, добавил к этому римско-византийскому гербу московский герб Святого Георгия Победоносца. Эти цвета, чёрный и золотой (оранжевый в геральдике), знаменующие победу, стали цветами георгиевских лент Георгиевских Крестов и русских военных кокард.

Таким образом, за всеми этими символами имеется глубокий смысл. Мы, разыскивая смысл, вспоминаем и герб Москвы, и основание церкви в Киеве в Х веке. В этом и заключается смысл праздника Георгия Победоносца: наши русские герои не только должны обладать мужеством и доблестью, но и верностью. Они должны иметь принципы, иметь веру, иметь под собой почву, родную почву и быть верными заветам своих предков. Мы часто ищем, как бы нам опереться на чужие костыли, чтобы блуждать по чужим распутьям, вместо того, чтобы шагать собственными ногами по собственной исторической почве.

Главная суть русского воинства заключается в том, что оно всегда было Христолюбивым воинством. Смысл мученической кончины Георгия Победоносца был в том, что она произошла в 303 году, всего за 10 лет до объявления свободы христианам святым Константином Великим. Еще не было Христолюбивого воинства, но уже были Христолюбивые воины, хотя их и было мало. Во всей Римской Империи тогда было около 15 процентов христиан. Но, по-видимому, в Армии христиан было больше. Лучшие воины были христианами, и именно они спасли Римскую империю от той гибели, перед которой она тогда находилась, гибели в первую очередь моральной, а затем экономической и военной.

В песнопениях о Святом Георгии Победоносце говорится, что он особенно оберегал слабых, нищих и вдовиц. Сейчас нам говорят о социальном обеспечении. Наши святые воины всегда об этом говорили. Великий князь Владимир Мономах (внук Ярослава Мудрого), в завещании своим детям, говорит о том, что нельзя обижать бедных, слабых, больных, вдовиц. Нельзя никому делать никакого зла. В этом суть Православного Христианства.

Наше русское воинство всегда было Христолюбивым воинством. Сейчас оно возрождается. Оно должно полностью возродиться, ибо в противном случае России несдобровать.

Письмо Игоря Андрушкевича, кадета VII выпуска Крымского русского кадетского корпуса,
9 декабря 2019 года