“Без добродетели нет ни славы, ни чести” А.В. Суворов
Бог и маммона непримиримы
10.07.2016 Мамонна.jpg

В сегодняшнем Евангелии есть одно слово, взятое из древне-сирийского языка. Это слово «маммона», оно означает богатства, сокровища. Точнее сказать, поклонение деньгам, обожествление денег. Таким образом маммона становится богом, одним из богов, которым поклонялись древние язычники. 

И сегодня, если посмотреть вокруг, тоже можно увидеть, что поклонение маммоне не прекратилось. Даже в странах, которые еще недавно назывались христианскими, для большинства людей богом является не Христос, а богатство. Великие и могущественные державы готовы поглотить более слабые и наброситься друг на друга как дикие звери из-за материальных сокровищ, ради маммоны. 

Христос говорит в сегодняшнем Евангелии, что Бог и маммона непримиримы. Либо вы возлюбите одного и возненавидите другого, либо прилепитесь к одному и будете презирать другого. Но почему же Бог и маммона так непримиримы?

Христос дает заповедь о труде как способе зарабатывания на хлеб насущный. Маммона не удовлетворяется такой простой жизнью, не насыщается просто хлебом на каждый день, но стремится увеличить свой капитал, умножить его, расширить и, если возможно, с помощью его овладеть всем миром.

Для жадного и скупого деньги являются не средством, а целью жизни. Человек, принадлежащий маммоне, живет и дышит ради денег. Все, что он делает, направлено на приобретение богатства. Он обходит море и сушу. Он бросается в самые опасные предприятия. Он не знает покоя ни днем, ни ночью, но, подобно безумному богачу из евангельской притчи, мучается, пытаясь ответить на вопрос: что и как он должен делать, чтобы сохранить в целости свои богатства, которые не перестают умножаться. Ради денег он готов пойти на любые преступления, как мы видели это недавно в нашей разворованной поклонниками маммоны стране. Он захватывает в свои руки то, что не может удержать, и никак не может остановиться. Он заражен смертельной болезнью, он одержим ненасытным желанием иметь все больше и больше, и никогда не может сказать: «Довольно». Вот тебе миллион долларов. Хватит? Он хочет два. Двух достаточно? Ему надо четыре. Четырех довольно? Он требует восемь. Если он становится Березовским, он по-прежнему хочет увеличить свое богатство. В нем ничем неугасимая жажда денег. Адский огонь горит внутри этого человека. 

Есть старинная притча о царе, у которого был бедный и жадный подданный. Царь показал этому подданному пространную зеленеющую долину и сказал ему: «Видишь эту землю? Я дам тебе столько этой земли, сколько ты успеешь обежать от рассвета до заката». Жадный слуга радостно принял это предложение. Как только блеснули первые лучи солнца, он бросился бежать что было сил. Границы его владений все возрастали и возрастали. Но солнце начало клониться к закату. Жадный человек был на пределе сил, ему надо было остановиться. Но жадность не давала ему сделать это. Увидев перед собой еще один прекрасный кусок недвижимости, он захотел его тоже приобрести. Воодушевленный этим желанием, он рванулся вперед, но, не достигнув цели, упал замертво. 

Сколь многие люди напоминают этого жадного безумца! Не щадя себя, они гонятся за все возрастающим богатством и преждевременно умирают от нервных и сердечных заболеваний. Какой-нибудь простой сельский труженик, пасущий в поле овец, живущий спокойной жизнью и спящий мирно (увы, таких сегодня, по крайней мере, в нашем отечестве, непросто сыскать), несравненно счастливей богача, которого мир считает счастливым, но который терзаем честолюбием, ненавистью, жадностью, и кончает с собой. Так несчастны все поклонники маммоны. 

Бог и маммона непримиримы. Бог просит человека быть милостивым и щедрым, помогать нуждающимся, быть готовым пожертвовать всем своим богатством ради общего блага. А основной принцип маммоны — не давать, а брать. Давать? Никому ни гроша. Ни чаши воды, даже если попросит ангел. Поклонники маммоны — безжалостны, немилосердны, несострадательны, даже при виде величайших бед своих ближних. Хуже того, человек маммоны пользуется несчастьем других, чтобы успешнее строить свой бизнес. Во времена голода он, скопивший запасы хлеба, продает его на черном рынке, отнимая у голодных все, что они имеют и что не имеют. Много таких жадных зверей было в ужасные эпохи, через которые проходила наша страна. В послереволюционные годы, когда тысячи людей умирали от голода, большевистские начальники нередко устраивали пиры из изысканных яств. А что происходит сегодня? Когда недоедают многодетные семьи и нищие старики роются в помойках, духовные наследники русофобов-комиссаров покупают футбольные клубы, яхты и острова. 

Бог и маммона непримиримы. Если кто хочет увидеть, к каким безднам зла приводит поклонение маммоне, пусть откроет историю не только новейшего времени нашей страны, но всего человечества. Он увидит в ней ужасающие преступления, которые совершили жадные люди. Пусть он откроет Евангелие и увидит там самое гнусное преступление. То, которое совершил один из апостолов Христовых, Иуда, продав за тридцать сребреников своего Учителя и Господа. Ложь, обман, подкуп, воровство, грабеж, измена, убийство, предательство, отрицание совести и чести, и веры — всякое зло и распад — спутники маммоны. Вот почему Бог и маммона никогда не могут примириться. Где маммона, там сатана. Где маммона, там ад и катастрофы. 

Эта наша земля стала бы совершенно иной, если бы человечество на Востоке и на Западе услышало не одним внешним слухом слова Христовы: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». Эта наша земля начала бы становиться раем.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Русская Народная Линия