“Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими” А.В. Суворов
Московские Суворовцы призывают депутатов Государственной Думы Российской Федерации принять закон о кадетском образовании
01.11.2016

IMG_3173.JPG

Московские суворовцы выступили за разработку и принятие специального закона о кадетском образовании в России. Документ позволит определить и утвердить концептуальные, правовые, организационные, кадровые, финансовые и материально-технические основы кадетского образования в России. Об этом шла речь на состоявшейся накануне в Москве, в рамках ХХ Всемирного Русского Народного Собора, секции: «Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы». В мероприятии приняли участие члены Министерства обороны РФ, МЧС, Члены совета по кадетскому образованию при Министре образования и науке РФ, Российской академии образования и синодального отдела по взаимодействию с казачеством Русской Православной Церкви, а также представители суворовских и кадетских учреждений, казачества и общественности.

Сегодня в России учатся более пятидесяти тысяч суворовцев, нахимовцев  и кадет почти в двухстах образовательных организациях разного уровня. Из них ежегодно выпускается более двенадцати тысяч человек. В кадетские образовательные организации (Президентское кадетское училище, Суворовское военное училище, Нахимовское военно-морское училище, Кадетский корпус) принимают после 5 класса. Продолжительность обучения составляет 7 лет. Кадеты в обязательном порядке продолжают изучать школьную программу. Воспитанникам также предоставлена возможность получить раннюю профессиональную подготовку, ориентированную на определенный профиль рода войск Вооружённых Сил РФ. При этом приоритет отдаётся кадетскому воспитанию, суть которого состоит в безупречном и бескорыстном служении Отечеству.

Популярность и престижность кадетского образования в обществе растёт с каждым днём. В то же время с арифметической прогрессией возрастает и количество образовательных организаций, присваивающих себе наименование «кадетские», причём их деятельность никак не регламентируется.

По мнению, много лет занимающегося этой темой, заместителя председателя Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию Александра Владимирова, кадетское образование, как таковое, в России де-факто существует и расширяется, но де-юро в качестве специализированной системы обучения и воспитания юношества в национальном масштабе отсутствует, так как не существует его определения в правовых актах национального образования.

 «Отсутствуют также единые образовательные программы, стандарты и требования общефедерального уровня, кроме того нет официальной государственной востребованности в выпускниках-кадетах, оформленной в виде государственного заказа. В итоге за кадетское образование никто не отвечает и оно, по существу, остаётся «бесхозным» и продолжает развиваться стихийно», - сетует Александр Владимиров.

Государство тратит немало сил и средств на деятельность кадетских образовательных организаций, однако качество образования оставляет желать лучшего. Развитие кадетского образования и улучшение работы кадетских образовательных организаций в рамках действующего правового поля невозможно и требует внесения в закон значительных изменений или создания специального закона о кадетском образовании в России, считают специалисты.

Как отметил председатель общественной организации «Московские Суворовцы» Дмитрий Нестеров, существующие правовые, организационные и собственно образовательные основы кадетского образования и его качество, основанное на дополнительных программах, не позволяет реализовывать цели кадетского образования, указанные в статье 86 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»: «подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе, к государственной службе российского казачества».

 «На самом деле, в этом законе столько много умных и правильно организованных «подводных камней», что если мы туда просто будем вносить изменения, то на это уйдёт несколько лет. Пока мы всё это будем делать, кадетское образование развиваться не будет, - убеждён Дмитрий Нестеров. - Некоторые сотрудники Минобрнауки, причём федерального уровня, говорят, о том, что действующая система кадетского образования жизнеспособна и не требует изменения федерального законодательства, в том числе, государственного стандарта общего образования. Но если не будет стандарта, не будет и всего остального. Нужно всегда идти от правильных смыслов и понятий».

Сложилась двоякая ситуация: с одной стороны - объективная потребность государства и общества в кадетском образовании, как системе начальной профессиональной подготовки кадров для государственной, гражданской и военной службы; с другой – полное отсутствие правовых и организационных основ, а также непонимание и нежелание представителей Минобороны и Минобрнауки РФ заниматься этим вопросом. В результате по всей стране плодятся частные кадетские корпуса, а директора подобных заведений и региональные чиновники от образования стремятся на этом подзаработать.

Чтобы исправить ситуацию в «кадетском образовании», участники секции утвердили «дорожную карту». В ней, в частности, говорится о необходимости ходатайствовать пред органами государственной власти о придании проекту «Кадетское образование в РФ» статуса приоритетного стратегического проекта и специального закона о кадетском образовании.

Кроме того, «дорожной картой» предписано утвердить на государственном уровне Концепцию кадетского образования в России. В документе собран теоретический и методологический материал, основанный на историческом опыте кадетских корпусов Российской Империи, суворовской военной школе Советского Союза и современных подходов к кадетскому образованию.


Предложения о развитии кадетского образования
по итогам работы секции ХХ Всемирного Русского Народного Собора
«Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы»

г. Москва                                                                                                     31 октября 2016 г.

Текущие трудности в развитии системы кадетского образования в Российской Федерации связаны с отсутствием разработанных и принятых его единых правовых и организационных основ, отсутствием федеральных органов управления кадетским образованием, а также незаинтересованностью в этой трудной работе чиновников существующих органов управления образования, недостаточной подготовке и слабом подборе руководящих кадров для кадетских образовательных организаций.

Кадетское образование, Кадетское воспитание и, в целом Кадетское движение, способны выполнить назначение организационной, идеологической, патриотической и этической основы национального единства Российской Федерации и внести свой вклад в общую патриотическую идентификацию общества.

Таки образом, система Кадетского образования способна стать фундаментом формирования нового служилого сословия России, быть частью системы государственной службы страны и государственной кадровой политики.

По результатам проведенного заседания Секции, -

решили рекомендовать Собору:

I.  Поддержать представленный на секции, проект Концепции Кадетского образования в Российской Федерации: базовые основы.

II. Ходатайствовать перед органами Государственной власти Российской Федерации:

1. перед Правительством Российской Федерации:

- о приеме разработанного документа «Концепция Кадетского образования в Российской Федерации: базовые основы», в качестве основы дальнейшей работы по его доработке;

- о поддержке предложения придать проекту «Кадетское образование Российской Федерации, как составная часть системы государственной службы и кадровой политики государства» статус приоритетного национального стратегического проекта по направлению национальное образование;

- о поддержке предложения по выдаче Поручения Правительства Российской Федерации Министерству образования и науки России по разработке, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, новых правовых и организационных основ кадетского образования, как начального (среднего) образования государственной службы;

- о проработке вопроса выделения предпрофессионального и профессионального образования государственной службы в отдельную систему национального образования, функционирующую в рамках существующего Министерства образования и науки Российской Федерации, но действующую во исполнение государственного (федерального, ведомственного и регионального) заказа на подготовку государственных служащих необходимых специальностей и номенклатур;

- о разработке Федерального образовательного стандарта образования государственной службы (Федерального образовательного стандарта кадетского образования) и перечня специальностей для подготовки младших специалистов государственной военной, гражданской и правоохранительной службы в системе кадетского образования Российской Федерации, и внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования по установлению дополнительных требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования, к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования в кадетских образовательных;

- о проработке дополнения к аттестату, выдаваемого выпускникам кадетских образовательных организаций, предоставляющего льготы на внеконкурсное поступление в профильные вузы наравне с победителями общероссийских олимпиад;

- о создании в системе Минобрнауки России, заинтересованных министерствах, ведомствах и субъектах федерации штатных департаментов кадетского образования.

2. перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации: о рассмотрении и поддержке в комитетах проработанного с учетом положений Концепции Кадетского образования в Российской Федерации законопроекта, и о принятии закона «Об образовании государственной службы в Российской Федерации («О Кадетском образовании в Российской Федерации»), в качестве единой основы формирования сословия профессиональной государственной службы.

III. Решить вопрос о прямом духовном воспитании и окормлении кадет в образовательных организациях Кадетского типа священниками Русской Православной Церкви, а в регионах, с преимущественным проживанием народов России исповедующих Ислам – имамами.

IV. Ходатайствовать перед Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом о включении вопроса о Кадетском образовании в России в повестку XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

Рекомендовано 31.10.2016 г. на заседании Секции ХХ Всемирного Русского Народного Собора «Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы».

 

О РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Резолюция секции ХХ Всемирного Русского Народного Собора
«Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы»

Главный вызов современного мира — его глобализация. Однако процесс глобализации несет с собой немало угроз: отчуждение большинства граждан от принятия и решения глобальных проблем; отрицание традиционных религий и навязывание псевдорелигиозных культов; уничтожение традиционной нравственности и навязывание человечеству аморализма; отрицание традиционной национальной культуры и навязывание миру массовой стандартизированной культуры; примитивизация человека, отрицание духовных, нравственных, культурных, эстетических, интеллектуальных потребностей и навязывание человеку только функции потребителя. В результате сегодня человечество оказалось перед выбором: станет ли оно безжизненным механическим единым образованием или останется сложным живым многоцветьем разных государств и народов, всесторонне развитых творческих личностей.

В этих условиях как никогда ясно, что настоящее и будущее нашей страны зависит от того, какие ценности, идеи и нравственные принципы станут основополагающими для большинства наших сограждан, а, значит, решающее значение приобретает национальная система воспитания и образования. Но, к сожалению, стратегия развития последних лет была направлена на превращение отечественной системы образования в один из придатков образовательной системы глобального мира, само образование объявлено сферой образовательных услуг, а целью образования были провозглашены «конкурентность» и «эффективность». Таким образом, российская система образования из института воспитания и обучения стала неизбежно превращаться в один из институтов глобальной системы потребления.

Мы, участники Секции XX ВРНС «Образование в России. Ответы на глобальные вызовы и угрозы» считаем, что Россия не только имеет все необходимые предпосылки для собственного самостоятельного исторического развития, занимая свое особое достойное место в мире, но и способна стать примером построения такого общества для других народов. Поэтому Россия обязана осуществить свой собственный образовательный проект, заняв при этом лидирующее место в мировом образовании. Прежде всего необходимо отказаться от понимания образования как сферы образовательных услуг, но возродить понимание системы образования как института воспитания и обучения подрастающего поколения. Для этого необходимо разработать в едином методологическом ключе следующие основополагающие документы: Доктрина развития российского образования; концепции развития отдельных сфер воспитания и образования; единые федеральные образовательные стандарты, учебные программы и учебники; Программа развития российского образования. В соответствии с этими документами необходимо дополнить «Закон об образовании РФ» (или принять новый Закон).

На Секции был рассмотрен проект «Доктрины развития образования в Российской Федерации», разработанный Советом по образованию и науки при Всемирном Русском Народном Соборе. Участники Секции рекомендуют начать широкое обсуждение этого документа в общественных организациях и государственных органах.