“Победи себя - будешь непобедим!” А.В. Суворов
Царица Небесная, спаси Украину!
17.05.2014

Козельщанской иконы Божией Матери.jpgНиколай  Кокухин. Русская народная линия.

I

Козельщанская икона Божией Матери - одна из самых почитаемых в Русской Православной Церкви. Она была привезена из-за границы в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны. Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В девятнадцатом веке она принадлежала графу Владимиру Ивановичу Капнисту, который жил в селе Козельщина Полтавской губернии, и почиталась как великая семейная святыня.

В 1880 году, на маслянице, в его семье случилось несчастье: дочь Мария вывихнула на прогулке ногу. Граф немедленно выехал в Полтаву, чтобы показать ее врачу.

-Не беспокойтесь, - сказал хирург Грубе, осмотрев ногу, - повреждение незначительное, до свадьбы заживет.

Он прописал теплые травяные ванны, а также посоветовал изготовить для девушки специальный ботинок, в котором она могла бы ходить.

Все советы врача были тщательным образом выполнены, однако желанного облегчения не наступило. Мало того, на Пасху искривилась другая нога.

Профессор Грубе посоветовал девушке ехать на Кавказ.

-Там вы будете лечиться минеральными водами, - сказал он. - А это такая замечательная вещь, что через месяц-другой вы сможете бегать.

Прогноз хирурга, к большому сожалению, не сбылся. Наоборот, на девушку обрушились новые беды: у нее (неизвестно каким образом) появились вывихи в плечевых суставах и в левом бедре. Кроме того, ей стали причинять неимоверные страдания боли в позвоночнике.

Были использованы все способы лечения, известные врачам, - ванны, грязи, массаж, но ни один из них не дал положительного результата. Опечаленный отец повез дочку в Москву.

В консилиуме участвовал весь цвет современной медицины: невропатологи Кожевников и Корсаков, хирург Склифосовский, терапевты Павлинов, Митропольский и Каспари.

-Наше искусство здесь бессильно, - осмотрев больную, сказали они. - Есть только один человек, который может помочь несчастной девушке.

-Кто это? - спросил граф, и в его глазах засветилась надежда.

-Это Жан Шарко, мировая знаменитость.

-Я завтра же отправлюсь в Париж! - воскликнул Капнист.

-Можете не спешить, граф, - сказал Склифосовский. - Судьба благосклонна к вам: Жан Шарко скоро собственной персоной прибудет в Москву.

Владимир Иванович остался в городе, а его жена и дочь отправились в имение. Они условились, что как только француз приедет, граф сообщит им об этом.

Для Марии потянулись тоскливые и однообразные дни ожидания. Ничто не радовало ее: ни романы французских авторов, ни новые платья, которые шили для нее портнихи, ни катание на санках по скрипучему, сверкающему на солнце снегу.

Наконец в Козельщину пришла депеша. В ней стояло всего одно слово: «Приезжайте!»

Перед выездом графиня посоветовала дочери помолиться перед семейной реликвией. Мария встала на колени.

-Пресвятая Дева, - шептала она, - Ты видишь, как я страдаю, как плачу и днем, и ночью - моя подушка не просыхает от слез. Я лишена всех радостей жизни, и молодость моя превратилась в старость. Царица Небесная, Ты мое единственное Утешение и Надежда. Молю Тебя: помоги мне и исцели меня, многогрешную и своенравную. Мне не к кому больше обращаться, кроме Тебя.

Вдруг девушка почувствовала, что ее руки перестали дрожать и обрели силу, а ноги окрепли настолько, что она могла встать и самостоятельно идти.

-Мама! - закричала Мария. - Я здорова! Я совсем здорова!

Она стала срывать с себя бинты, гипсовые повязки, неуклюжие ботинки - теперь они были не нужны!

Графиня, вбежав в комнату дочери, в первую секунду подумала, что та лишилась рассудка. Но, увидев ее счастливое, ликующее лицо, услышав ее неподдельно-радостный смех, поняла, что случилось чудо.

-Мама, срочно позови священника! - кружась по комнате, попросила Мария. - Отслужим благодарственный молебен!

-В Москву вы можете уже не ехать, - сказал священник, окропив присутствующих святой водой.

-Но мы все же поедем! - заявила графиня.

-Зачем?

-Чтобы о нашей радости знали все!

В Москве счастливое семейство нанесло визит Жану Шарко.

-Это самый фантастический случай в моей практике, - сказал, улыбаясь, француз. - Пациентка исцелилась, едва только услышала о моем имени.

-Я исцелилась не потому, что услышала о вас, - сказала Мария, - а потому, что призвала в молитве имя Божией Матери.

-Позвольте мне порадоваться с вами и с вашими поистине великодушными родителями. Там, где в события вмешивается Небо, люди замирают в благоговейном страхе, как это случилось и со мной.

Слух о чудесном исцелении Марии Капнист мгновенно разнесся по Москве. В гостиницу, где остановился граф, непрерывным потоком потекли люди, чтобы поклониться чудотворной иконе (девушка ни на минуту не расставалась с нею). Очень скоро москвичи заполнили буквально всю гостиницу, что создало большие неудобства для постояльцев. Тогда граф перенес святыню в ближайшую церковь.

 

II

 

В конце марта 1881 года Капнист и его семья вернулись на Полтавщину. В своем прекрасном саду, среди яблонь, вишен и слив, Владимир Иванович построил временную часовню, куда и была поставлена святыня. Жители ближайших сел, деревень и хуторов приходили к ней, чтобы излить свои горести и печали. С раннего утра и до позднего вечера здесь совершались молебны и читались акафисты.

В 1882 году в селе Козельщина был построен храм, а три года спустя учреждена церковная община, которая позже была преобразована в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

По благословению полтавского владыки Илариона в начале двадцатого века в обители был воздвигнут большой каменный собор; он считался одним из красивейших в Российской Империи.

Четвертого мая 1904-го года в Козельщину прибыли Государь Император Николай II и его брат Михаил Александрович. От железнодорожной станции до монастыря они шли пешком. Царственные Богомольцы, войдя в собор и преклонив колени, молились перед чудотворным образом Царицы Небесной о том, чтобы Она укротила силы зла, поднявшие голову в нашей стране и желавшие сокрушить самодержавную монархию. Затем Высокие Гости приложились к святыне и пожертвовали обители большую сумму денег.

В 1929 году безбожные власти закрыли монастырь. Накануне этого события на иконе Божией Матери, находившейся на святых вратах обители, показались кровавые слезы. Чтобы скрыть это чудо, чекисты принуждали игумению Олимпиаду II и ее ближайших помощниц подписать документ, в котором утверждалось, что, мол, по иконе течет краска, а не кровь. Матушка игумения, письмоводительница монахиня Феофания и раба Божия Анна отказались это сделать. Их отправили в Полтавскую тюрьму. В 1937 году игумения Олимпиада была зверски замучена - на ее груди изуверы вырезали крест. Господь принял ее в Свои Небесные Чертоги как мученицу.

В 1941-м году в Козельщину вошли немецкие войска. Штаб одной из дивизий разместился в Рождество-Богородичном соборе. Ночью немецкие солдаты заметили около алтаря строгую Женщину в темном облачении. Они попытались Ее задержать, но у них ничего не получилось. Тогда они выстрелили в Нее, однако пули не причинили Ей никакого вреда. Так продолжалось в течение нескольких ночей.

-Кто приходит в собор и наводит на нас страх? - спросили солдаты у местных жителей.

-Это Божия Матерь. Она Хозяйка не только собора, но и монастыря, который вы заняли.

Немцы немедленно покинули обитель.

В девяностых годах прошлого века в ней возродилась монашеская жизнь, и чудотворный образ Царицы Небесной вернулся домой. В течение многих лет благочестивые христиане сохраняли его от поругания. Сначала он пребывал в монастырском скиту «Обиток», потом в местечке Кобеляки на Полтавщине, затем в Черкасской области. Последние двадцать восемь лет (1961-1993) святыня находилась в частной кватрире г. Киева, где ее бережно хранили бывшие монахини Козельщанского монастыря.

 

III

 

Верующий народ любовно назвал чудотворный Козельщанский образ Божией Матери «Неисчерпаемая Благодать». И не зря, потому что всякий, кто приходил к нему с верой и надеждой, неизменно получал просимое.

Казак Иоанн Лось (ему было уже за пятьдесят) внезапно ослеп. Не в состоянии зарабатывать себе на жизнь, он стал просить милостыню - или ходя из хутора в хутор, или сидя на церковной паперти в своей деревне Бреусовке. О дальнейших событиях он рассказал сам:

-За неделю до отдания Пасхи я первый раз пришел в село Козельщина и молился перед чудотворной иконой, прося Божию Матерь даровать мне зрение. Но, наверно, молитва моя была недостаточно сильная, и я, не получив желаемого, вернулся домой.

В другой раз я попал в Козельщину перед Вознесением Господним. Однако моя просьба опять осталась тщетной. Я возвратился в родную деревню, но ненадолго. Какой-то внутренний голос внушал мне снова пойти к святыне.

На этот раз я долго и горячо молился перед чудотворным образом Приснодевы. Потом тронулся в обратный путь. Я медленно брел по пыльной дороге, положа руку на плечо моего поводыря, и вдруг увидел свет. От неожиданности я закрыл глаза ладонью. Убрав ее, я, к своему величайшему изумлению и радости, увидел окружающий меня мир: свои запыленные лапти, хутор на пригорке, лошадь с жеребенком у ближайшего дома, березовую рощу в низине, ослепительно яркие облака над головой.

Мне не верилось, что я вижу, и я подумал, что это всего-навсего сон. Я боялся спросить моего поводыря, во сне со мной это происходит или наяву. Я убрал руку с его плеча.

-Смотри, упадешь, - сказал он.

-Бог даст, не упаду, - ответил я, смотря прямо перед собой.

Когда я убедился в том, что могу идти без посторонней помощи, то спросил моего спутника:

-Что ты видишь на пригорке?

-Хутор, - ответил он.

-Кто стоит у ближайшего дома?

-Лошадь с жеребенком.

-Что у нас над головой?

-Облака.

Я упал на колени и от всей души поблагодарил Царицу Небесную за милость, которую Она явила ко мне, грешному.

А вот еще одна дивная история.

-В 1883 году, в конце августа, мой трехлетний сын Феофил заболел скарлатиной, - поведал один из жителей Полтавщины (его имя, к сожалению, осталось неизвестным). - Болезнь протекала очень тяжело и дала осложнение на почки. Ребенок ничего не кушал, силы его таяли. Моя жена с трудом вливала ему в рот несколько маленьких ложечек молока. Температура у него то повышалась до сорока одного градуса, и тогда он метался в жару, то понижалась до самого последнего предела, и тогда он коченел, как в мороз. Медицинские средства, которые мы употребляли, не приносили облегчения.

Первого октября состояние мальчика резко ухудшилось: пульс едва прослушивался, взор помутился; он угасал.

Встав перед иконами, я сказал жене:

-Давай помолимся Божией Матери. Если она исцелит нашего сына, то мы поедем в Козельщину и поблагодарим Ее.

После усиленной и горячей молитвы мы вдруг услышали голос Феофила:

-Мама, ты где?

-Я здесь, сынок.

-Папа, иди ко мне?

-Я рядом.

Мальчик посмотрел на меня, потом на мою жену, а затем... сел на постели и внятно произнес:

-Мама, дай мне молочка.

Он жадно выпил стакан молока и попросил еще.

Через две недели Феофил был совершенно здоров.

Излишне говорить о том, что вскоре мы втроем поехали в Козельщину, чтобы выполнить наш обет.

Перечислить все чудеса, которые произошли у Козельщанского образа Божией Матери, абсолютно невозможно. Для полноты картины расскажем еще об одном из них.

Солдатка Гликерия Билинова, которая жила в Курской губернии, поведала о себе следующее:

-Наверно, по моим тяжким грехам Господь попустил мне болезнь. Она выражалась в том, что меня одолевала невыносимая тоска и печаль. Все было мне немило, все раздражало; я чувствовала большую слабость во всем теле, не хотелось заниматься никакой работой.

Но это было полбеды. Горе было в другом: если кто-то советовал мне обратиться к врачу, а особенно - пойти в храм Божий, то я начинала страшно сердиться и выходить из себя. В такие минуты со мной делались страшные припадки: я или падала на землю и каталась по ней, или начинала кричать грубым душераздирающим голосом; голова моя чуть не раскалывалась от боли, сердце сжимало тисками, в груди ощущалась холодная теснота. После припадка я чувствовала себя в полнейшем изнеможении и надолго засыпала тяжелым сном.

Несмотря на это, я все же посещала церковь. Припадки случались и здесь, они были особенно тяжелыми и изнурительными.

Мучения истощили меня, и я хотела наложить на себя руки, но Господь смилостивился надо мной. Однажды после богослужения пожилой странник с молодыми, удивительно ясными глазами сказал, обратившись ко мне:

-Тебе, касатушка, нужно поехать в Козельщину.

-А что там такое? - спросила я у него.

-Там чудотворная икона Божией Матери. Она тебе беспременно поможет.

Мне сразу захотелось поехать. Но как? Денег у меня не было, и я не знала, где их взять. И тут Господь послал человека, который принял в моей судьбе живейшее участие. Это была купчиха Евдокия Опошнина. Она за свой счет привезла меня в Козельщину, где мы отслужили молебен перед знаменитой святыней.

Во время молебна я перенесла еще один приступ, самый тяжелый и мучительный из всех, какие случались со мною. К счастью, он был последним в моей жизни. После молебна я стала совершенно здоровой.

 

 IV

 

Списки с Козельщанской иконы Божией Матери широко разошлись по всей Руси. Ныне их можно встретить во многих храмах и монастырях России, Белоруссии и Украины. Все верные православные христиане - монахи, монахини и миряне - постоянно возносят усердные молитвы перед этими иконами, особенно в наши дни, когда в братской Украине вспыхнуло пламя бесовской смуты. Мы не сомневаемся в том, что Царица Небесная исцелит заблудившуюся часть украинского народа, и бесовский шабаш, организованный врагом рода человеческого - сатаной, - прикажет долго жить.

Козельщанский образ Приснодевы издавна помогает в создании прочной и дружной православной семьи. Будем также молиться о том, чтобы Божия Матерь на страх всем нашим врагам создала Единую Прочную и Нерушимую Семью, состоящую из Трех братских славянских стран - России, Белоруссии и Украины. И чтобы это произошло как можно скорее.

Самые горячие, самые пламенные молитвы возносятся сегодня в селе Козельщина перед чудотворным образом Царицы Небесной. Они не прекращаются ни днем, ни ночью. Сестры обители во главе с игуменией Варсонофией верят, что Божия Матерь сотворит еще одно чудо: как Она очистила Свою обитель от немецких супостатов, так очистит и сегодняшнюю Украину от пышащих сатанинской злобой мятежников.