“Скорость нужна, а поспешность вредна” А.В. Суворов
В чем суворовцы сильнее французских кадетов
13.10.2015 Касьянов Александр Михайлович.jpg

Интервью начальника Московского суворовского военного училища генерал-майора А.М.Касьянова - Русской службе новостей...

И. КОРОТЧЕНКО: Представляю нашего сегодняшнего гостя – начальник Московского суворовского училища, генерал-майор Александр Михайлович Касьянов. Александр Михайлович, здравствуйте. 

А. КАСЬЯНОВ: Здравствуйте. 

И. КОРОТЧЕНКО: И мой первый вопрос. В последние годы общественность замечает повышение внимания правительства России к проблемам образования молодёжи. На этом фоне наибольшую динамику приобрели подвижки в отношении Суворовских военных училищ, а также растущее количество президентских кадетских корпусов. Как Вы считаете, с чем это связано? 

А. КАСЬЯНОВ: Когда-то Эммануил Кант совершенно справедливо замечал, что осознание времени лежит в основе всякого познания истины. Истина – дочь времени, а не авторитетов. Слава богу, что время всё расставило на места. Древняя традиция, связанная с обучением и воспитанием юношества с младенческих лет военному делу на определённом этапе развития общества была попрана, хотя ещё с Афинских времён до нашей эры обучали ребят, начиная с 8-го класса. И если помните, в знаменитой школе Платона, начиная с 4-х лет до 6-ти лет, обучали гимнастике, а с 6-ти – военным играм. И эта традиция развивалась и продолжалась. В том числе, если говорить о кадетских корпусах и суворовских училищах, то начало берётся ещё с далёких петровских времён. 

Начало кадетскому движению положила когда-то Франция. Кадет или младший воин – это тот, кто значительно младше по возрасту и положению. Затем в Германии зародились кадетские корпуса, и Пётр I, когда приехал во Францию, подхватил эту идею. Именно с Петра I началось кадетское движение – с открытия навигационных школ. И дальше это движение развивалось, и к моменту начала Первой мировой войны было создано уже огромное количество таких учебных заведений. И в 50 гарнизонных полках решением Петра I были созданы специальные школы, где было определено 50 вакансий, где обучались дети солдат. Поэтому в то время очень часто звучало выражение вскормлен с копья. Тем самым подчёркивалось особое достоинство того человека, который достиг достаточных высот в армейской службе, в карьере, и понимании того, что всё это начиналось с младенчества, когда он воспитывался при полках и получал основы воинской службы. 

Дальше – больше. В царское время при всех императорах России это движение постоянно поддерживалось и развивалось, и не было периода, чтобы были какие-то глубокие спады, несмотря на разную конъюнктуру и экономического, и социального развития. Но, к сожалению, в 17-м году на этом движении была поставлена точка. И не смотря на это, в годы Гражданской войны, с 22-го года, снова началось возрождение подготовительных курсов, а поближе к Великой Отечественной войне появились специальные школы, в первую очередь, артиллерийские, танковые. Уровень подготовки для поступления в эти учебные заведения был значительно выше. 

И эти добрые традиции, заложенных ещё при Петре I, продолжились в 1943 году, когда было издано совместное постановление ЦК ВКПБ и правительства Советского Союза, где шла речь о первоочередных мероприятиях в областях, освобождённых от фашистских полчищ. И последним пунктом было решение создать суворовские учебные заведения по образу старых кадетских корпусов. К 1943 году появились офицерские звания, погоны, кают-кампании при моряках. И эти направления развития привели к необходимости создания суворовских училищ. 

На созданные Суворовские училища возлагалось несколько функций. Вначале, в 1943 году, было создано 9 училищ, и постепенно с каждым годом число суворовских и нахимовских училищ росло. В первую очередь, это оказание помощи и поддержки сиротам, детям, чьи отцы погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Но главное направление, говоря терминами сегодняшнего дня – это военно-патриотическое воспитание. Это формирование позитивной мотивации на продолжение офицерской службы после окончания этих училищ. 

И сегодня принято решение президента, нашего Верховного Главнокомандующего, министра обороны о системе довузовской подготовки. И она уже насчитывает более 20 субъектов, она очень полноценна. Развитие пошло именно в этом направлении, потому что как показывает исторический опыт, нет более результативной функциональной системы подготовки кадров для военной службы, чем система суворовских и нахимовских училищ. 

И. КОРОТЧЕНКО: А Вы могли бы популярно пояснить, в чём разница между суворовскими училищами и кадетскими корпусами? 

А. КАСЬЯНОВ: Во-первых, у народа существует несколько неправильное представление о системе довузовского образования в стране вообще. Существует две мощных страты, два направления: они имеют одну и ту же цель. Есть гражданская система довузовского образования под эгидой министерств науки и просвещения – это огромная сеть, которая насчитывает тысячи кадетских корпусов, классов. И есть система довузовского образования министерства обороны, куда входят суворовские училища, питерское нахимовское училище, и кадетские президентские корпуса, которых с каждым годом создаётся всё больше и больше. 

Они отличаются рядом принципиальных положений. Во-первых, не только особенностями системы управления. Московское суворовское училище – это военное училище, поэтому наряду с тем, что программы примерно такие же, как в традиционной средней школе, в 9-м классе ОГЭ, в 11-м классе они сдают ЕГЭ, и, не имея никаких преференций, они с набранными баллами поступают в высшие учебные заведения, в том числе, и военные. 

Мы отличаемся рядом признаков. Во-первых, мы – военное училище. В военном училище по сравнению со средней школой, очень сильная военно-профессиональная составляющая. Она реализуется по ряду направлений. Во-первых, у нас есть кафедра основ военной подготовки и основ безопасности жизнедеятельности. Основы военной подготовки – специальная дисциплина, где изучаются основные дисциплины: уставы, строевая подготовка, тактика, и другие предметы. 

И. КОРОТЧЕНКО: Что касается средних школ, это понятно. А в чём отличие кадетских корпусов и суворовских военных училищ? 

А. КАСЬЯНОВ: Они отличаются только по глубине проникновения. В суворовском военном училище элемент военно-профессиональный гораздо выше. Мы ставим перед собой задачу выпускать из суворовского училища готового командира мотострелкового отделения танкового экипажа, поэтому наших ребят с удовольствием берут в училище, понимая, что приток сержантов из ранее действовавших частей ограничен. 

Во-вторых, сам уставной порядок, организация жизни и деятельности, быт, субординация, военная форма одежды, участие в ритуалах и военных парадах – в этих направлениях суворовское училище на голову выше. 

И. КОРОТЧЕНКО: У нас есть кадетские корпуса в системе министерства обороны и министерства образования? 

А. КАСЬЯНОВ: Да, у них различия в глубине проникновения и степени военизации 

И. КОРОТЧЕНКО: С какого возраста у вас идёт зачисление в суворовцы? 

А. КАСЬЯНОВ: В Московское суворовское училище – после четвёртого класса в пятый, 10-11 лет. 

И. КОРОТЧЕНКО: В таком возрасте это ещё ребёнок, как он делает такой выбор? Это советы родителей, или вы проводите какое-то собеседование для того, чтобы определить, готов ли ребёнок надеть военную форму? 

А. КАСЬЯНОВ: Я начальник училища три года, и каждый год конкурс в училище растёт. В первом году, когда я пришёл, было три человека на место, потом пять, и в этом году по документам – семь человек на место. Когда я выступаю перед ребятами, я говорю: «Я горжусь за ваш осознанный выбор, горжусь тем, что вы надели алые погоны суворовцев». И у нас к юбилею вышла книга, которая очень правильно по-философски называется: «Мы в шинелях вышли из детства». 

Конечно, в основе этого лежат комплексные причины, но в первую очередь – это осознанный выбор этих ребят, которые сами приняли решение, что они будут служить. И на этот выбор во многом влияет изменившееся отношение общества к армии, её социальный статус, а также та военно-патриотическая работа, которая проводится сегодня у нас в обществе. Во-вторых, это позиция родителей, и меня это тоже радует. В марте мы проводим дни открытых дверей, куда приходит огромное количество родителей, которые говорят: «Мы прекрасно понимаем, что суворовское училище по качеству образования, по порядку, по уровню дисциплины значительно выше, чем средние школы». И выпускные экзамены об этом свидетельствуют. 

По базовым показателям мы сдаём экзамены значительно выше, чем в среднем по России и в том числе по городу Москва. То есть качество образования выше, и преподавательский состав квалифицированный. Более 50% – это заслуженные учителя, учителя, которые имеют почётные звания и высшую категорию. 

И. КОРОТЧЕНКО: После того, как идёт зачисление в 10-11 лет, суворовцы живут в училище на полном пансионе? 

А. КАСЬЯНОВ: Да. На семь лет для них училище становится родным домом. Они действительно с понедельника по субботу находятся у нас в училище круглосуточно. Питаются они пять раз. Кроме того, существует очень разветвлённая и функциональная система дополнительного образования. Более 30 разных кружков и секций, их направленность также военно-профессиональная. Максимально используется потенциал всех учебных дисциплин, чтобы их ориентировать на то, чтобы после окончания училища они пошли в высшие военные учебные заведения. А по субботам, если он хорошо учится, нет двоек и нарушений дисциплины, москвичи и жители ближайшего Подмосковья идут в увольнение, а в воскресенье к 18:00 возвращаются, и неделя начинается вновь. 

Они действительно относятся к училищу, как к своему дому. На одном из гражданских КВНов их укорили – «что с вас взять, вы живёте за стенами, а мы живём за пределами стен, поэтому мы более демократичны и свободны». Тогда капитан команды, председатель молодёжного совета сказал: «Друзья мои, это вы живёте за стенами, а мы живём на территории лучшего в мире столичного московского училища». 

И. КОРОТЧЕНКО: А контингент поступающих в военное училище – это в основном выходцы из военных семей? 

А. КАСЬЯНОВ: Преимущественно да. Существует целое сословие, которое с радостью и гордостью отдают своё чадо в стены суворовского училища, но есть и представители других социальных групп. Более того, в Московское суворовское училище поступают не только представители Центрального федерального округа и Москвы. Очень достойно представлены все регионы России. 

И. КОРОТЧЕНКО: Какой профессиональный выбор делают суворовцы дальше, заканчивая цикл среднего учебного заведения? 

А. КАСЬЯНОВ: Существует весьма позитивная тенденция. С каждым годом всё большее количество выпускников поступают в высшие военные учебные заведения. А так как мы являемся неотъемлемой частью сухопутных войск, мы подчинены главкому сухопутных войск, то растёт процент поступающих в высшие военные учебные заведения сухопутных войск. Очень многие идут в десантники, большой процент поступает в наш военный университет на различные специальности гуманитарного толка. 

Мы отслеживаем их судьбу, как они учатся, куда они после учёбы идут служить. У нас есть Центр психологического сопровождения, где все исходные данные в отношении того, кто куда пошёл, где учится, как учится, и как продолжается его служба после окончания высшего военного учебного заведения. 

И. КОРОТЧЕНКО: Расскажите, пожалуйста, о самом процессе обучения, что он собой представляет, уделяя внимание технической базе училища. 

А. КАСЬЯНОВ: Он собой представляет плановый учебный процесс. Это занятия по базовым дисциплинам – русский язык, математика, физика. Я уже сказал, что с определённым упором и акцентом на военно-профессиональное содержание. Важны не сами знания по себе, а знания в действии, и их применение к будущей офицерской практике. Это до обеда. До 6 часов занятия, потом обед. Как я уже сказал, организовано 5-разовое питание: завтрак, обед, ужин, полдник и поздний ужин. Выбор из трёх блюд, питание отличное. Анкетирование, которое проводится, свидетельствует о том, что почти 95 % суворовцев признают качество питания на отличную оценку. И суворовцы, и родители довольны. После обеда вступает в действие система дополнительного образования – кружки, секции, традиционная вечерняя прогулка, вечерняя проверка и отбой. 

Как я сказал, существует очень разветвлённая система дополнительного образования. Кроме того, в 10-м классе это участие в полевом выходе. Мы возродили систему «Институт полевого выхода», когда мы выезжаем на полигон Московского общевойскового училища, и в течение двух недель – стрельба, вождение, тактика, отработка нормативов по основным учебным военным дисциплинам, сдача зачётов. И с этого года мы 9-е классы тоже вывозим. Я уже сказал, что 11-е классы сдают Единый государственный экзамен, в 9 классе государственный экзамен на переход из 9 в 10 класс и на продолжение обучение. 

Кроме того, с января начинается плановая подготовка к параду. На базе училища формируется парадный расчёт – 120 человек, 10 шеренг по 12 человек плюс 10 запасных. Итого 130 и 8 офицеров. И три раза в неделю проходит строевая подготовка. Много времени уделяется строевому слаживанию отделений и рот. Поэтому по итогам юбилейного парада парадный расчёт Московского суворовского училища был признан одним из лучших из всей совокупности парадных расчётов, которые проходили по Красной площади. 

Так же, как и в школах, есть каникулы – осенние, зимние и летние. Подъём в 7 часов утра, физическая зарядка. Четверг – банный день. Всё по распорядку дня, как в воинской части, с соблюдением уставных требований. Развод суточного наряда, у нас это называется учебный наряд. Ребята несут службу и изучают обязанности. 

И. КОРОТЧЕНКО: А насколько эта военизация приемлема для детей? Как поддерживается воинская дисциплина для них? 

А. КАСЬЯНОВ: Идёт процесс медленного втягивания. По мере взросления увеличивается количество часов, напряжённость, глубина отработки этих вопросов. Это научный подход, который здесь присутствует. Что касается дисциплины, мы же военное училище, поэтому у нас очень строгое соблюдение формы одежды, субординации, распорядка дня. Сама жизнедеятельность училища очень важна, наряду с дисциплинами, и как таковой проблемы дисциплины в училище не существует. Дисциплина там есть, и она крепкая, очень надёжная. Я никогда не видел проблем с решением этой задачи. 

И. КОРОТЧЕНКО: Либеральная общественность сразу заявит, что детей лишают нормального детства. 

А. КАСЬЯНОВ: Я бы сказал либеральной общественности, что они принципиально не правы. Для того чтобы убедиться в этом, надо прийти в училище, и окунуться в море суворовской любви и уважения. Первый канал пришёл к нам перед юбилеем, заходим в 5 класс, роту, нас окружили огромное количество ребят. И они задают этот же вопрос. «Что вас заставило бросить свободу за стенами училища и пойти сюда, надеть форму?». И задают вопрос самому маленькому, Ване: Ты зачем сюда пришёл, играл бы в песочнице?» Он отвечает: «Во-первых, есть понятие защиты Отечества. А во-вторых, здесь, в училище делают мужиков». 

Знания и умения – это важно, но главная функция и назначение училище – формирование личности будущих военных патриотов, которые составят костяк будущей офицерской элиты. Я в это горячо верю. 

И. КОРОТЧЕНКО: Я знаю, что нынешний учебный год в училище открыл министр обороны Сергей Шойгу. Этот визит знаковый? 

А. КАСЬЯНОВ: Да, для нас – конечно. И не только для нас, а для всех вооружённых сил, для всей системы довузовского образования, потому что приезд министра обороны – это своеобразный экзамен и отчёт о том, что сделано за последние годы. Мы отчитались. Я доложил министру обороны, что сделано за последние годы во исполнение его требований. 

При моём назначении 2,5 года назад было поставлено три задачи принципиальной важности. Во-первых, это вернуть училищу статус военного училища. Во-вторых, вывести ребят на парад. Был промежуток в четыре года, когда они не выходили на Красную площадь. 

И. КОРОТЧЕНКО: То есть, 9 мая – это был их первый парад? 

А. КАСЬЯНОВ: Да. Три года назад мы вышли после этого перерыва, то есть, я третий раз в этом году вывел ребят на исторический парад, посвящённый 70-летию Победы. И, в-третьих, сама жизнедеятельность – соблюдение форм, субординации – была приведена в соответствие с уставными требованиями. И были приняты определённые меры по совершенствованию учебно-материальной базы. Были отремонтированы расположения рот, был создан уличный спортивный комплекс, возродили храм, в котором находятся мощи трёх святых – Георгия Победоносца, Фёдора Фёдоровича Ушакова и Дмитрия Солунского, возрождены службы в храмах. 

Было сделано многое в отношении модернизации и приведения в соответствие с образовательными стандартами. Мы так же, как и средние школы, перешли на федеральные образовательные стандарты. И так последовательно все классы перейдут на подготовку с учётом этих федеральных стандартов. А они предъявляют жёсткие требования и к материально-технической базе. 

И плюс министр обороны поддержал нашу просьбу в отношении дальнейшего развития материальной базы, принято принципиальное решение о строительстве нового культурно-досугового центра. И самое главное, что является большой радостью для суворовцев, министром обороны было принято решение о строительстве мощного спортивного комплекса, который включал бы в себя плавательный бассейн, хоккейную площадку, и ряд спортивных залов – игровых, гимнастических и других. И это вселяет надежду, что это действительно будет выполнено, и училище приобретёт качественно иной облик, который позволит результативно решать те образовательно-воспитательные задачи, которые на него возлагаются. 

И. КОРОТЧЕНКО: Полководческое и военно-политическое наследие Суворова насколько сегодня актуально для обучения и воспитания суворовцев? 

А. КАСЬЯНОВ: Суворовская наука побеждать – это национальное достояние России. К сожалению, иногда оно растаскивается на цитаты Александра Васильевича Суворова. Кстати, в этом году мы отмечаем два юбилея – юбилей его рождения, 1730 год, и юбилей, связанный с его смертью, он ушёл в мир иной в 1800 году. Поэтому у нас проходит целый комплекс мероприятий в связи с этим. Наука побеждать – это нечто большее, чем цитаты. Это целый комплекс направлений, который имеет актуальную значимость и для сегодняшнего дня. 

Его знаменитая фраза «каждый солдат должен знать манёвр» ставит перед нами задачу формирования сознательного бойца, а не какого-то автомата, который не представляет в чём смысл его действий. Для нас важно его представление о соотношении человека и оружия, значимости морального фактора, духовного фактора. Он призывает нас к вере и говорит, что «учить войско без веры, всё равно, что коленом железо точить». И он абсолютно прав. 

Кроме того, христолюбивое воинство всегда составляло основу любой победы, поэтому у нас этому направлению воспитания тоже уделяется внимание – формирование религиозной культуры, толерантной к другим направлениям веры. 

И многое из этой науки побеждать сегодня имеет актуальное значение, поэтому министр обороны, выступая перед суворовцами 1 сентября, продолжая те мысли, которые заложены в науке побеждать, сказал: «Главное ваше назначение, ребята, это учиться побеждать». А нам, педагогам – учить ребят побеждать, и в этом основной смысл и назначение нашей образовательной деятельности. 

И. КОРОТЧЕНКО: Как Вам в целом видится то, что подготовка офицерских кадров начинается с такого раннего возраста? Оправдано ли это решение в целом? Мы получаем действительно лучшие кадры по сравнению с теми, кто приходит уже в высшие военные учебные заведения после средней школы? 

А. КАСЬЯНОВ: Абсолютно верное положение. Я не мечтал быть начальником училища, назначение состоялось неожиданно для меня. И по истечении этих лет руководства училищем, у меня есть ясное и чёткое представление, что это оптимальный возраст. Поступление после четвёртого класса в пятый в 10-11 лет, и завершение суворовского училища уже в достаточно зрелом возрасте – 17-18 лет – это оптимальное время. Я и начинал своё выступление здесь тем, что привёл исторические параллели, с какого возраста начинали в давние времена, потому что человек приходит с достаточно явным мотивом своего дальнейшего поведения и устойчивым выбором своей будущей специальности. Этот возраст даёт нам возможность активно влиять на формирование тех позитивных моментов. И этот временной отрезок в 7 лет тоже оптимален для того, чтобы эту задачу решить с хорошим конечным результатом и вывести ребят на цифру 90-100% –ребят, которые по окончании суворовского училища поступают в высшие военные учебные заведения. 

То, как было раньше – поступление с 9-го класса, это были уже сформировавшиеся личности. Есть определённые железобетонные стереотипы, от которых в этом возрасте никуда не уйдёшь. Иногда их приходится ломать, а этого нельзя делать. Есть удивительный принцип Макаренко, который говорил: «А как же работать в этой ситуации?» Диалектика следующая: как можно больше требовательности к человеку, как можно больше уважения к нему. Именно из этого исходит психология, педагогика и обучение в Московском суворовском училище. 

И. КОРОТЧЕНКО: Какое количество суворовцев вы набираете ежегодно? А. КАСЬЯНОВ: То, что мы называем переменным составом суворовского училища – это 560 человек. 7 рот по 80 человек, итого 560. Каждый год по приказу министра обороны мы можем принять 80 человек. Не больше и не меньше. Из этого расчёта выстраивается и конкурс при поступлении в училище. Эта рота остаётся с этим наименованием все 7 лет. Рота, в которую они поступили – это их дом родной на все 7 лет. Есть командир роты, старший воспитатель, у него есть заместитель – классный организатор. 

И. КОРОТЧЕНКО: Офицеры? 

А. КАСЬЯНОВ: Офицеры, но они в запасе. Кадровых офицеров у нас нет. И в каждом взводе есть классный руководитель-воспитатель и второй воспитатель. И плюс младшие воспитатели, которые выполняют функции контроля в ночное время. Ребята находятся под постоянным воспитательным контролем. И это один из факторов надёжной дисциплины. Эта система достаточно функциональна. 

И. КОРОТЧЕНКО: Сколько у нас в стране суворовских училищ всего? Существует какая-то конкуренция? 

А. КАСЬЯНОВ: Конкуренция между суворовскими училищами существует. В системе довузовского образования министерства обороны уже больше 20 училищ, и я знаю, что в этом году планируется создать ещё. Поэтому конкуренция жёсткая. Каждый год по итогам учебного года подводятся итоги Главным управлением кадров и управлением образования Министерства обороны по ряду показателей: качество образования, результаты физической подготовки, дисциплина, творческая работа, участие в конкурсах и фестивалях. 

Есть научно-обоснованные методики, все параметры которых мы знаем. И в соответствии с этим исходным заданием проводится конкурсная борьба. По итогам прошлого года в сухопутных войсках мы были признаны лидерами, мы заняли первое место и получили соответствующий вымпел главкома сухопутных войск. 

И. КОРОТЧЕНКО: В зарубежных странах в настоящее время существуют аналоги суворовских училищ? 

А. КАСЬЯНОВ: Да, конечно. Кадетское движение начиналось с Франции и было поддержано потом аналогичными учебными заведениями в других странах. Мы поддерживаем контакты с кадетским корпусом во Франции «Сен-Сир» – там готовят будущих разведчиков. И бывают обмены, они приезжают к нам, мы направляем делегации к ним. У нас много общего, это продолжение исторических традиций. Что-то добирается, вносится новое, но принципиальные положения кадетского движения остаются. 

Очень много общего по содержанию обучения, подготовке. Когда они приезжают, мы проводим совместные занятия: они изучают русский язык, а у нас есть группы, которые изучают французский. И на одном из занятий по физике их руководитель настолько удивился материальной базе и сказал, что у них такого даже близко нет. 

И. КОРОТЧЕНКО: Да, это удивительно слышать. 

А. КАСЬЯНОВ: Иногда нет пророка в родном отечестве, и мы недооцениваем то, что имеем. У них послабее военно-профессиональная подготовка. У них больший уклон делается на военно-гуманитарный аспект подготовки. А военно-специальной подготовкой они занимаются, уже когда поступают в соответствующие высшие учебные заведения. У них послабее уставной порядок, нет таких жёстких требований к форме одежды, побольше демократизма. А так примерно системы очень схожи, и многое является типичным для обеих систем довузовской подготовки. 

И. КОРОТЧЕНКО: Какова характеристика профессорско-преподавательского состава? 

А. КАСЬЯНОВ: Наше училище создано в 1944 году в Горьком. И тогда происходили удивительные явления. Из всех средних школ были отобраны самые лучшие учителя по всем предметам. Их просто призывали через военкомат, и тут же присваивали звание лейтенантов административной службы. И эта традиция, чтобы в суворовских училищах были лучшие преподаватели, сохранилась до сих пор. К нам, во-первых, идут лучшие, что есть в системе среднего образования. А во-вторых, преподавательский костяк настолько прочен, что он не меняется в течение очень многих лет. В училище работают преподаватели-патриоты, которые любят детей. И любовь является тем основополагающим началом, которое позволяет им достичь значимых результатов в подготовке ребят. И это те профессионалы, которые очень живо интересуются тем, что сегодня происходит у нас в вооружённых силах. 

Я совсем недавно был на контроле занятий по математике. Тема «Делимое и делители». Я всё думал, как же она выйдет на военно-профессиональную составляющую. А она берёт и высвечивает автомат, и спрашивает: «Сколько патронов в магазине? Как разделить на такое-то число? Как составить очереди, чтобы не израсходовать полностью магазин?». Это частный пример, но он о многом свидетельствует. Преподаватели понимают, кого и для какой цели готовят в стенах суворовского училища. И, наверное, это главная черта. 

А по формальным признакам, как я уже сказал, более 50% – это преподаватели высшей категории, и это главная отличительная черта Московского суворовского училища, и не только. 

И. КОРОТЧЕНКО: После завершения обучения в училище вручается нагрудный знак установленного образца? 

А. КАСЬЯНОВ: Да, это тоже славная традиция. В течение трёх лет мы вместе с музыкальным училищем и пансионом Министерства обороны выходим на Соборную площадь, и выпуск проходит там. Обычно прибывают руководители Министерства обороны, главнокомандующий сухопутных войск, и вместе с аттестатом зрелости вручается значок «Выпускнику суворовского училища», который для них очень дорог. 

И они всегда, даже если достигают высоких званий, носят этот значок рядом с академическим знаком высоких академий, которые они закончили. Они дорожат своим кадетским братством. Наверное, это самое крепкое общественно-социальное образование у нас в стране. Оно нерушимо. Я признателен общественной организации «Московские суворовцы», которая нам очень помогает. Она объединяет в себе тысячи людей, которые верные крепкие надёжные помощники. 

И. КОРОТЧЕНКО: Если нас слушают родители, которые хотели бы, чтобы их дети стали суворовцами, расскажите им, как этот процесс выглядит на пальцах? Как можно стать суворовцем? 

А. КАСЬЯНОВ: Спасибо за этот вопрос, он для меня очень важен и практически актуален. Всё очень просто. Если есть такое желание, оформляются документы. На сайте училища есть перечень этих документов и порядок их оформления. Документы сдаются до 1 июня следующего года. Сдача документов начинается с 1 апреля. Где-то в середине марта мы проводим день открытых дверей, приглашаем родителей вместе с будущими суворовцами, говорим об условиях и правилах приёма, показываем учебно-материальную базу, классы, где они будут обучаться, спортивную базу, где они будут готовить себя к большим спортивным результатам, знакомим с тем, как они будут питаться в столовой. 

И с 1 июня месяц даётся на то, чтобы провести предварительный отбор по документам, посмотреть, как выполняются исходные требования с точки зрения медицины. И с 1 июля начинаются вступительные испытания. Ребята сдают не экзамены, а испытания. Они проще по форме подачи, они проходят в форме собеседования – задаются вопросы, на которые ребята отвечают. Это русский язык, математика, иностранный язык, физическая подготовка, психологическое тестирование. Кстати, это достаточно сложное испытание, которое проходят не все. Это тесты по определению уровня интеллекта, психической устойчивости. И это здоровье. 

Требования к здоровью такие же, как при поступлении в высшее военное учебное заведение. Всё-таки, училище готовит для поступления в высшее военное учебное заведение. Потом определяется совокупный балл, ребята ранжируются по количеству набранных баллов и под 80 подводится черта. Этот список направляется в главное управление кадров, и там принимается окончательное решение. И приказом министра обороны они назначаются в качестве суворовцев в Московское суворовское училище. Где-то в середине августа издаётся приказ, и к 25-26 августа мы их призываем, одеваем в форму, и 1 сентября они стоят в форме и потихоньку начинают ходить строевым шагом. А 3 октября присяга – торжественная клятва суворовца. И с этого момента мы начинаем ставить их в посуточный наряд и требовать с них, как с людей, которые надели форму и алые погоны суворовца. 

И. КОРОТЧЕНКО: Спасибо. Гостем сегодняшней программы был начальник Московского суворовского военного училища, генерал-майор Александр Михайлович Касьянов. 

Русская Служба Новостей