Дорогие суворовцы, нахимовцы и кадеты, ветераны и воины, уважаемые москвичи и гости столицы! Поздравляем вас с Днем рождения Москвы - сердца России!
Нам, Московским суворовцам, выпала честь учиться самом центре нашего Отечества, стать настоящими патриотами и защитниками нашей Родины.
От всего сердца благодарим всех наших Московских учителей и командиров.
Желаем здравия, суворовской мудрости, мира, добра и веры руководству России и города Москвы, всем труженикам и жителям столицы. Величайся Москва! Укрепляйся духом народ русский! С праздником, дорогие москвичи! С праздником, Россия!
ИСТОРИЯ МОСКВЫ
Москва… Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!
Бессмертные строки великого русского поэта А.С. Пушкина, вынесенные в эпиграф знакомы каждому из нас буквально со школьной скамьи. Но сколько бы раз мы ни повторяли их, они не теряют своей красоты и первозданной силы. Нельзя, наверное, точнее, глубже и поэтичнее выразить те сокровенные чувства, которые рождает в душе каждого россиянина Москва…
ЗАРОЖДЕНИЕ МОСКВЫ
На крутом берегу, на слиянии Москвы-реки и Неглинной возникла наша столица. По свидетельствам археологов, поселения на современной территории Москвы появились десятки тысяч лет назад. Издревле в этом лесистом крае селились по берегам рек и озер племена охотников и рыболовов, а к концу первого тысячелетия на земли Волго-Окского междуречья пришли славянские племена - кривичи и словене с севера, витячи с юга.
Сведения о существовании неведомой предшественницы Москвы - летописцы ее называют «Москвь» - предельно скудны. Это слово появляется в русских летописях с XII в. Первое упоминание связано с приглашением суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого в 1147 г. своего союзника новгород-северского князя Святослава Олеговича (отца князя Игоря - героя «Слова о полку Игореве») с дружиной на военный совет: «Буди, брата, ко мне на Московь».
И на обрывистом лесистом холме, что высился над Москвой-рекой и устьем Неглинной, у пограничной княжеской усадьбы жарко запылали костры, зашумел богатый пир. А через девять лет после этого события, в 1156 г., Юрий Долгорукий, судя по сообщению Тверской летописи, заложил здесь город: построил новую, более обширную деревянно-земляную крепость «на устниже Неглинны выше реки Аузы (Яузы)».
Город Москва был заложен Юрием Долгоруким в 1156 г. на месте древнего поселения.
Хорошо защищенное и расположенное на перекрестке важных торговых путей место было необходимым условием для развития любого средневекового города. У Москвы было и то, и другое. Вокруг были крутой берег и непроходимые чащи, защищавшие от внешних врагов, а течение Москвы-реки вблизи Клязьмы делало город удобным для торговли.
Москва открывала торговые пути на Оку и Волгу всем, кто направлялся к Ростову и булгарам на Волге из Рязанских и Северских земель - с юга и из Смоленской земли - с запада. Москва имела очень выгодное расположение города.
Молодая Москва сначала была дальним уделом Владимиро-Суздальского княжества. Но князь Юрий Долгорукий произвел здесь резкую смену «первобытно-общественной эпохи на феодальную». Отторгнув ее от вятичей, он ликвидировал общинно-племенной институт власти, сменяя языческую религию.
Время с середины XII в. до начала XШ в. было очень важным, переломным для процесса возрастания и возмужания Москвы, превращения ее в огромный средневековый город - символ русского народа и государства. И уже вскоре, на рубеже XII-XIII вв., Москва начинает играть заметную роль среди городов Владимиро-Суздальской Руси.
Первым князем здесь был Владимир Всеволодович (1194-1228), которому досталась Московь в наследство от отца Всеволода III Большое гнездо, великого князя Владимирского, имевшего четверых сыновей. Однако раздел владений, произведенный Всеволодом, не устроил братьев. Юрий, получивший в наследство великокняжеский престол, произвел перераспределение владений (в частности, отнял у Владимира и Москву), что вызвало недовольство старшего и младших братьев. Мирные переговоры ни к чему не приводили, дело доходило до военных столкновений за московский престол.
В результате Владимир Всеволодович почти самовольно княжил на Москве в 1212-1213 гг., а затем, по общему согласию братьев - в 1217-1228 гг. Но умер он, как сообщает русский историк В.Н. Татищев, ссылаясь на неизвестную ныне летопись, князем московским. И ничем, кроме борьбы за московский стол, да неудачным сражением с половцами под Переславлем Русским, княжение его не ознаменовалось.
В XII-XIII ВВ. РОСЛА ЗНАЧИМОСТЬ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА
Родоначальником династии московских князей стал сын Александра Невского - Даниил Александрович. Именно он сделал первые важные шаги на пути подъема Москвы в XIV в. на великокняжескую ступень свою развития. Будучи московским князем, Даниил удерживал за собой Переяславль и Дмитров, а в начале XIV в. захватил и Коломну.
С деятельности Даниила начинается процесс собирания раздробленных Русских земель (Северо-Восточной Руси) вокруг Москвы - будущего центра Российского государства. Великую цель поставили перед собой князья маленького удельного Московского княжества в начале XIV в. - превратить Москву в «стол» русской земли, каким был Киев, и многое сделали для достижения этой высочайшей цели. Ничто не остановило их на пути: ни борьба с множеством почти равных по силам князей, ни жестокие условия монголо-татарского ига, истощавшего Русь. И вскоре, победив в остром соперничестве Тверь, Москва превращается в центр территориального объединения Руси.
Большое значение для собирания русских земель имело и перенесение в 1326 г. резиденции митрополитов Русской Православной Церкви из Владимира в Москву. А в середине XV в. в положении русской метрополии произошли важные изменения.
С этого времени митрополита стал возводить на кафедру не патриарх Константинопольский, а Собор русских иерархов. «И от сих мест, - отмечено в летописи, - начаша ставить митрополитов на Москве, к Царьграду не ходя». Москва превращается в центр территориального объединения Руси.
Неоднократно пытались покорить Москву многочисленные враги, как бы почувствовав, что именно этот город является сердцем Земли русской. Под руководством Дмитрия Донского русские воины отразили нападение литовского князя Ольгерда. А в 1238 г. Москву разорил Батый. В 1380 г. разгромом войск татарского темника Мамая на Куликовом поле было положено начало освобождения Руси от монголо-татарского ига.
Однако в 1382 г. золотоордынскому хану Тохтамышу обманным путем удалось взять Москву. Вероломному хану открыли ворота Кремля сами москвичи. А он изрубил 24 тыс. москвичей, собравшихся здесь, в том числе женщин, стариков и детей. Кремль был сожжен дотла.
В 1365 г. Москву уничтожил страшный Всесвятский пожар. Но с этого времени в летописях используется слово «Кремль», связанное с перестройкой крепости. После этого в Москве был построен каменный мост через Неглинную. Московский Кремль уже при Дмитрии Донском был каменно-деревянным и в таком виде просуществовал до 1485 г.
Москва росла и крепла, несмотря на многочисленных врагов и стихийные бедствия.
Москва - столица единого Российского государства
Новый расцвет, уже в качестве столицы единого государства, Москва пережила в годы правления великого князя Ивана III (1462-1505).
В 1480 г. Северо-Восточная Русь освободилась от власти Орды, а Московское государство стало независимым, самодержавным, Иван III стремился превратить Москву в «третий Рим» взамен утратившего свое значение Константинополя (Царьграда). С конца XV в. на печатях московского государя появляется византийский двуглавый орел, который сочетается с прежним гербом - изображением Георгия Победоносца.
Доктрина превращения Москвы в «третий Рим», тесно связанная с версией о происхождении московских великих князей от римских императоров, возлагала особую мессианскую роль на московских государей, охранителей «большого» православия и покровителей всех православных.
В посланиях великому князю Василию III (Иван III лишил своего внука Дмитрия Ивановича наследства и передал великое княжение старшему сыну от второго брака с Софьей Палеолог Василию III Ивановичу) монах Филофей, один из авторов этой доктрины, писал: «Да весть твоя держава, благочестивый царь, яко вся царства православных христианские веры снидошася в твое едино царство. Един ты во всей поднебесной христианом царь... Яко два Рима положа, а третий стоит, а четвертому не быти, - уже твое христианское царство иным не останется...»
В столице крепнущего Русского централизованного государства в больших масштабах развернулось строительство укреплений и храмов, грандиозная перестройка Кремля, и, прежде всего, его соборов. Тогда же было положено начало оформлению Красной площади, которая до XVI в. называлась Торгом, потом Троицкой, после пожара 1571 г. Пожаром, а уже со второй половины XVII в. получила название «Красная».
ПОЯВЛЯЕТСЯ ДОКТРИНА «МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ».
Усиление Великого Московского княжества в раздробленной разобщенной Руси во второй половине XV в. было обусловлено рядом причин.
Во-первых, огромную роль сыграл рост оборонительных усилий всех русских людей перед лицом иноземных поработителей.
Во-вторых, Русская Православная Церковь проводила целенаправленную политику по усилению религиозной веры в народе, прославляла князей, мужественно отстаивавших родину от иноземных захватчиков. На их героических примерах подчеркивала значение верности христианству, вела активную миссионерскую деятельность с целью христианизации русского и нерусского населения на окраинах, идеологически доказывая господствующее положение православия по сравнению с другими религиями. И хотя Церковь не занимала позицию безоговорочной поддержки объединения русских земель (внутри нее шла острая борьба), свою положительную роль в этом деле она, несомненно, сыграла.
И, наконец, в-третьих, неоценимое значение имели последовательные, упорные и умелые действия московских великих князей по собиранию Русских земель (на службу к Ивану III просились православные князья из Литвы, в которой в XV в. росло влияние Польши).
В результате двух войн с Литвой (1500-1503 гг. и 1507-1508 гг.) Иван III и Василий III овладели 70 волостями и 25 городами, лежащими в верхнем течении Оки, Десны с притоками и Днепра, в том числе Черниговым, Брянском, Рыльском, Путивлем. В 1514 г. Василию III удалось отвоевать Смоленск. Это был очень крупный успех Москвы, существенно укрепивший западные границы молодого Русского государства.
В XV в. Москва стала крупнейшим культурным центром, где развивались наука и искусство. Еще в начале XV в. в одном из московских монастырей жил и создавал свои замечательные произведения великий русский иконописец Андрей Рублев. В Москве создавались лучшие книги того времени, переписанные от руки.
Московские переписчики славились не только на Руси, но и за ее рубежами. В XVI в. в Москве был создан новый летописный свод. В 1553 г. построен Печатный двор на Никольской.В XV в. Москва стала крупнейшим культурным центром.
Одним из важнейших событий в истории Руси стало венчание первого царя, 17-летнего великого князя Иоанна IV Васильевича (впоследствии Грозного). Восшествие его на престол получило церковное благословение митрополита Макария и «всего освященного Собора русскыя митрополии...».
А в 1561 г. была получена от Вселенского Константинопольского патриарха Иосафа благословенная грамота за подписью 37 иерархов Восточной Православной Церкви, подтверждавшая царское звание Иоанна IV Васильевича.
Но в грамоте оговаривалось, что «совершенное митрополитом Макарием не может быть крепко и что только Римскому и Константинопольскому первосвященникам дано преимущество венчать царей». Это замечание грубо оскорбило русских: патриарх, сам нуждавшийся в признании своего сана от турка, присваивает себе право дать или не дать царский титул государю свободного православного Русского царства - прямого наследника павшей Византийской империи.
Поэтому после смерти Ивана Грозного в 1584 г. московские власти делают усилия для появления на Руси первосвятителя, поскольку считали, что царская власть станет общепризнанной, когда появится высший церковный иерарх. В 1589 г. в Москву из Константинополя прибыл патриарх Иеремия со свитой и при участии «всего священного Собора» епископов Русской Церкви возвел митрополита Иова на престол всероссийского патриарха. Русская Православная Церковь стала автокефальной.
В 1589 г. Русская Православная Церковь стала автокефальной - знак свободы и значимости Русского царства.
БОРЬБА С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАХВАТЧИКАМ
В начале XVII в. Россию потрясают события, получившие у современников название «Смутное время - символ» вселенских страданий и тягчайших бедствий. Но одновременно это было время величайшего героизма и самопожертвования русского народа, спасшего страну от катастрофы, отстоявшего ее независимость.
В этот период, как в калейдоскопе, менялись правители Московского государства, а сама Москва была занята польскими войсками. После ряда неурожайных лет на Руси наступил страшный голод, унесший миллионы жертв.
Возглавил духовное сопротивление первоначально патриарх Гермоген, который объявил, что если «королевич» (московский государь Владислав Жигимондович) не примет православие, чему всячески противился его отец, фанатично преданный католицизму Сигизмунд III, а полки не покинут русские уезды, Владиславу «не государить».
Когда стало ясно, что эти условия не будут выполнены, патриарх начал рассылать грамоты с призывом к сопротивлению, и города стали сговариваться между собой об освобождении Москвы.
Навсегда останутся в памяти народной староста Козьма Минин, призвавший людей объединиться во имя спасения Отечества, и возглавивший ополчение князь Д.М. Пожарский - смелый и способный военачальник, не запятнавший своей репутации ни связью с самозванцами, ни сотрудничеством с королем и его сторонниками.
В августе 1612 г. князь Пожарский пришел под Москву и вместе с частью казаков отразил попытку поляков извне освободить осажденный гарнизон. Однако Китай-город и Кремль удалось освободить лишь в конце октября, когда обессилившие от голода поляки были вынуждены капитулировать. И Москва была освобождена. В честь этого события в 1818 г. на Красной площади был установлен памятник, на постаменте которого были начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
В начале 1613 г. на Земском соборе царем был избран Михаил Федорович Романов. А 14 июня 1619 г. крестным ходом за Никитские ворота Земляного города встречали возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета. При встрече царь и митрополит совершили земные поклоны друг другу. Вскоре Филарет был поставлен на патриаршество и возглавил благодарственный крестный ход на Лобное место.
Освобождение Москвы от поляков в Смутное время происходило во имя спасения Отечества и православной веры.
МОСКВА В XVIII В. - ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
С середины XVIII в., после петровских реформ, благодаря чему Россия вышла на международную арену, значение Москвы как важнейшего культурного центра Русского государства возрастает.
В 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями при нем - для детей дворян, а также для детей купцов и разночинцев. И его значение росло день ото дня. Здесь с 1756 г. стала издаваться первая неправительственная газета России - «Московские ведомости».
Появление первого московского журнала - «Полезное увеселение» - также связано с университетом. Издателем его был асессор Московского университета поэт М.М. Херасков.
Расцвет московской журналистики в конце XVIII в. связан с именем Н.И. Новикова, арендовавшего с 1779 по 1789 г. типографию университета.
В этот период в Москве издавалось пять научных и десять литературно-публицистических журналов.
К концу XVIII в. расцветает публицистика.
МОСКВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 Г.
За всю историю своего развития и возвеличения Москва еще не раз становилась ареной битв и тем центром, вокруг которого совершались крупнейшие исторические события.
Так было и в 1812 г., когда Наполеон бросил все свои силы на взятие Москвы. Известие о том, что после Бородинского сражения город был отдан французам, подняло пламя народной войны, а Москва стала центром общерусского сопротивления.
В память об освобождении России от французских завоевателей в 1839 г. на месте Алексеевского женского монастыря была начата постройка Храма Христа Спасителя, закончившаяся в 1880 г. В его сооружении участвовал практически весь народ: кто присылал капитал, а кто рубль. Расписывали же Храм лучшие художники и живописцы России.
Память о войне 1812 г. закреплялась созданием приделов и циклов икон, посвященных крупнейшим событиям минувшей войны, а также Александровского сада, Манежа, площадей-форумов - Театральной и Красной.
В послепожарной Москве было возведено специальное мемориальное гражданское сооружение - Триумфальные ворота. Место у Тверской заставы для них было выбрано не случайно. Тверская улица и Петербургское шоссе, будучи конечными и начальными отрезками пути, соединяли обе столицы - Москву и Петербург.
Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот в качестве памятника в честь Победы принадлежит императору Николаю I. Во время коронационных торжеств в апреле 1826 г. он выразил желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге. Торжественная церемония закладки памятника состоялась 17 августа 1829 г. Его постройка воспринималась москвичами как общенародное дело.
Средства на строительство, кроме выделенных правительством, поступали и от Городской думы и от отдельных граждан. Открытие ворот состоялось 20 сентября 1834 г., в 20-ю годовщину завершения Отечественной войны.
Москва стала символом общерусского сопротивления в Отечественной войне 1812 г.
КУЛЬТУРНАЯ И ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ МОСКВЫ В XIX ВЕКЕ
Духовная жизнь Москвы в XIX в., как и в предшествующем столетии, была связана главным образом с различными журналами, обществами и литературно-художественными салонами. В 1802 г. Н.М. Карамзин основал журнал «Вестник Европы». «Словесность и политика составят две главные части его», - так определял свою программу издатель.
Журнал «Русский вестник», издаваемый С.Н. Глинкой, уделял основное внимание русской истории, в частности истории Москвы. Начало века ознаменовалось созданием при университете Благородного пансиона и «Дружеского литературного общества». А через 10 лет было учреждено «Общество любителей российской словесности», просуществовавшее с небольшими перерывами более 100 лет. Членами его были многие выдающиеся русские писатели, в том числе А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой.
Большое оживление в культурную жизнь Москвы вносили литературные салоны. Московские поэты, писатели, ученые собирались у М.М. Хераскова, Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева, В.Л. Пушкина, спорили о политике, философствовали, но отдавали предпочтение словесности, и в первую очередь поэзии, в которой все отчетливые звучали гражданские мотивы.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ XIX ВЕКЕ.
Изгнание французский армии сначала из Москвы, а затем из пределов государства, триумфальное вступление русской армии в Париж способствовали большому политическому и нравственному подъему, который охватил передовую часть российского общества.
В Москве родились и выросли многие декабристы: 50 будущих декабристов учились в Московском университете и в университетском пансионе. С ней связан и «заговор 1817 г.», направленный против императора Александра I. В Москве сформировалась ранняя декабристская организация «Военное общество», здесь родился «Союз благоденствия».
События 14 декабря 1825 г. стали переломным моментом в общественной жизни России. Идейные брожения продолжались, и особенно в Москве, в Московском университете. В начале 1830 г. здесь существовало несколько студенческих кружков, занимавшихся в основном философией и политикой: А.И. Герцена и Н.П. Огарева, В.И. Соколовского, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича.
Самым крупным событием в литературной жизни Москвы в последекабристский период можно считать приезд А.С. Пушкина в сентябре 1826 г. и чтение им трагедии «Борис Годунов» в домах С.Л. Соболевского и Д.В. Веневитинова.
В 40-х гг. XIX в. шла острая идеологическая борьба между славянофилами и западниками. Горячие споры вспыхивали в Московских салонах: то у Елашных у Красных ворот, то в доме Аксаковых на Смоленской, то у Погодина на Девичьем поле, где в эти годы часто и подолгу жил Н.В. Гоголь. Победа в Отечественной войне способствовала политическому и нравственному подъему.
Период после окончания крымской войны ознаменовался новыми крестьянскими волнениями, отменой в 1861 г. крепостного права. Вступление России на путь капиталистического развития отразилось и на жизни Москвы. Появилось много новых заводов и фабрик, особенно на окраинах, переоборудовалась промышленность, росла сеть железных дорог, оживлялась торговля. Значительно выросло население: если в начале 60-х гг. насчитывалось 400 тыс. жителей, то в 1897 г. их количество выросло до 1 млн.
Большие изменения произошли в общественной жизни Москвы. Властителями дум передовой части общества стали разночинцы, и в первую очередь Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.
Большим событием в литературной жизни Москвы стали торжества, связанные с открытием памятника А.С. Пушкину в июне 1880 г. В Москву съехались гости со всех концов России. Праздник продолжался четыре дня. Открытие Пушкинской выставки состоялось 5 июня в Благородном собрании, а на следующий день был открыт и сам памятник.
7 и 8 июня прошли заседания «Общества любителей российской словесности». Апогея торжества достигли 8 июня, когда на втором заседании Общества любителей российской словесности в Колонном зале выступил Ф.М. Достоевский. Его речь о Пушкине произвела поистине ошеломляющее впечатление, она была пронизана верой в светлое будущее многострадальной России, в великое предначертание русского народа, верой во всеобщее братство людей.
Город бурно и разносторонне развивался во второй половине XIX в.
МОСКВА В XX В. - В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИЙ И ВОЙН
На рубеже XIX-XX вв. Россия выделялась глубиной и масштабностью социально-экономических конфликтов. Оставаясь абсолютной монархией, она прочно вошла в пятерку крупнейших государственных держав мира по абсолютным объемам производства. Однако индустриализация страны не была завершена, и аграрная сфера оставалась ведущей в российской экономике.
Россия вся состояла из противоречий, она соединяла в себе новейшие формы крупной промышленности, финансового капитала и пережитки крепостничества, роскошь знати и нищету народных масс. С одной стороны, Россию представляла прогрессивная интеллигенция, внесшая выдающийся вклад в мировую культуру, а с другой - неграмотное большинство народа. Стремление угнаться за новейшими достижениями прогресса сочеталось с азиатским консерватизмом и деспотией. Россия была подобна вулкану, который в любую минуту готов был взорваться.
В начале XX в. она вступила в эпоху революций, и они огненной лавой прокатились по ее огромным просторам, унеся с собой миллионы жертв.
Москва вместе с Россией пережила и выстрадала всю тяжесть голодных, жестоких, братоубийственных революционных лет, а затем Гражданскую войну, НЭП, издержки индустриализации и культурной революции. Кровавые раны оставили на ее теле взорванные храмы и уничтоженные памятники. Но и это было отнюдь не последним испытанием для России и ее древней столицы - Москвы.
Москва вместе с Россией пережила и выстрадала все тяжёлые события первой половины XX в.
1941 год вновь потряс основы Российского государства. И снова русский народ, как и в прежние времена, оказался лицом к лицу с могущественным врагом. Кованый сапог фашизма нарушил неприкосновенность российских границ, и для миллионов советских людей Москва стала единственной надеждой на спасение. Пока билось ее сердце, пока работал ее мозг, жива была и вся Россия.
Полчища фашистских захватчиков, вероломно напавших на СССР, рвались к столице. И подошли так близко, что языки пламени успели лизнуть ее окраины. Сталин, уже готовившийся к худшему, с тревогой спрашивал у командующего Западным фронтом Г.К. Жукова: «Вы уверены, что мы удержим Москву?.. Говорите честно...». «Москву, безусловно, удержим», - отвечал Жуков и оказался прав.
Москва не сдалась. Защитники столицы и г. Тулы - последнего южного форпоста. - смогли остановить противника. А контрнаступление, начавшееся под Москвой, отбросило врага на 100-300 км. В результате грандиозной битвы за Москву было разгромлено 38 дивизий противника, его потери доходили до 0,5 млн. человек. Потери наших войск составили 514 тыс. человек.
Победа под Москвой имела огромное значение. В результате была снята непосредственная угроза столице, немецко-фашистские войска потерпели первое - с начала этой войны - крупное поражение. Окончательно были сорваны планы «молниеносной войны» Гитлера.
И именно от Москвы началось победное шествие советских войск, завершившееся полным разгромом фашистских захватчиков и освобождением Европы от коричневой чумы. Москва – символ независимости и существования страны во время Великой Отечественной войны.
Крупнейшим мемориалом, посвященным Великой Отечественной войне, стал комплекс на Поклонной горе, расположенный по левую сторону Можайского шоссе. Именно на этом направлении немцы рвались к Москве, здесь проходила одна из запасных линий обороны на случай прорыва врага. Торжественное открытие мемориала состоялось в год 50-летия Победы, и 9 мая 1995 г. около него был проведен парад.
У стен Кремля в Александровском саду в декабре 1966 г., в 25-летюю годовщину разгрома гитлеровцев у стен древней столицы, были торжественно погребены останки Неизвестного воина из братской могилы на 40-м километре Ленинградского шоссе. 8 мая 1967 г., накануне Дня Победы, на месте захоронения был открыт мемориал «Могила Неизвестного солдата». Москва помнит и чтит память своих защитников - тех, кто геройски погиб, отстаивая ее честь и свободу, тех, кто ковал победу на заводах в тылу России. Москва помнит и чтит память своих защитников
МОСКВА - СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Связь Москвы и России неразрывна. Все, что выпало на долю России, в полной мере испытала и ее столица. 12 июня в Москве был провозглашен государственный суверенитет Российской Федерации, и с декабря 1991 г. Москва стала столицей России. В повседневный обиход вошли понятия «Государственная Дума», «Городская дума». И здесь нельзя не вспомнить, что основы городского управления были заложены не одно столетие назад.
Так, в конце XVII в. управление городом было сосредоточено в Земском приказе, а Разрядный приказ выполнял часть полицейских функций. По городской реформе 1699 г. был создан первый орган местного управления - Бургомистерская палата (вскоре переименованная в Ратушу), состоящая из бурмистров - людей, выбранных на собраниях посадских людей.
1720 г. на смену Ратуше пришел Магистрат (его члены избирались только купцами и промышленниками, входившими в 1-ю гильдию), а в 1785 г. была учреждена Городская дума.
Сегодня Московская городская дума - представительный и законодательный орган власти, который принимает законодательные акты, утверждает городской бюджет, устанавливает налоги и т.д. Исполнительная власть в Москве осуществляется мэрией. Высшим должностным лицом Москвы является мэр (в настоящее время - Сергей Семенович Собянин). Основы городского управления Москвы сохраняют преемственность.
Москва живет по своему уставу, который был принят Городской думой 28 июня 1995 г., имеет свой герб и гимн. В Уставе города сказано: «Гербом Москвы является изображение на темно-красном геральдическом щите всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного Змея».
По преданию, Святой Георгий - это римский воин родом из Лидии (местность в юго-западной части Малой Азии), ставший христианином, а во время гонений на христиан (императора Рима Диоклетиана), принявший за веру мученическую смерть и признанный церковью Великомучеником и Святым. С именем Георгия связана и легенда о спасении им дочери восточного царя, отданной на растерзание дракону.
Культ Святого Георгия по преданиям пришел на Русь из Византии в Х в. Первые изображения всадника на коне появились на княжеских печатях еще во времена Александра Невского, но это было изображение самого князя, державшего в руке меч.
В период правления великого князя Ивана III всадник, поражающий копьем змея, в сочетании с двуглавым орлом стал основным символом государственного герба России. Однако долгое время всадник не ассоциировался ни со святым Георгием, ни даже с царем или князем, а воспринимался как «человек на коне, который копьем колет Змея».
Георгием Победоносцем всадника стали называть в первой половине XVIII в. Тогда он появился на официальном гербе Москвы. Изображение Георгия Победоносца используется и в другом символе Москвы - на флаге города. В Уставе сказано: «Флаг города Москвы представляет собой прямоугольное полотнище темно-красного цвета с изображением в центре основного герба - Святого Георгия Победоносца». Святой Георгий Победоносец – символ Москвы.
Надо сказать, что Москва издревле была гостеприимным городом. Еще с XII в. ее заселяли не только славяне, но и другие народы. В 1237-1238 гг. орды хана Батыя напали на Москву, разграбили и сожгли ее, однако довольно скоро она опять начала заселяться за счет беженцев из окрестных сел и деревень, да и из таких городов, как Тверь, Новгород, Дмитров и др.
В числе первых иноземных поселенцев были греки, а среди них священники, переводчики, иконописцы (вспомним, например, известного мастера-иконописца Феофана Грека), которые участвовали в росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Но были среди греков ремесленники и торговцы.
Особенно значительная миграционная волна греков последовала после женитьбы в 1472 г. Ивана III на Софье Палеолог - племяннице последнего византийского императора. Греки основали в Москве целую колонию, причем сначала они расселялись в центре - между улицами Никольской и Ильинкой, а затем переместились за р. Яузу. Трудно переоценить их влияние на религиозную и культурную жизнь столицы.
На жительство в Москву прибывали и татары из Орды, а также крымские и ногайские татары (москвичи называли их басурманами). Об этом свидетельствует топонимика некоторых улиц столицы: Большая Ордынка (здесь жили «ордынцы»), Толмачевский переулок (толмач - переводчик), Большая Татарская улица, Крымская площадь.
Когда при Иване III в Московском Кремле начали сооружать стены, башни, соборы и т.д., то потребовались специалисты. И в столицу были приглашены итальянские архитекторы и строительные мастера (в основном из генуэзской торговой колонии Сурож в Крыму). Некоторые итальянцы (сурожане) осели в Москве надолго, отстроили себе дома, лавки и завели торговлю шелковыми тканями, драгоценностями, стеклом.
Приезжали в Москву гости и из Италии – венецианцы и генуэзцы, особенно в XV в. Их называли «фряги» или «фрязины». Так, по приглашению Ивана III в столице строили и перестраивали соборы и дома, а главное - Кремль, Аристотель Фиоравенти, Алевиз Фрязин Миланец, Марк Фрязин, Петр Фрязин. Многие из них осели в Москве, женились на русских и даже принимали православие. Память об этом сохранилась, например, в названии подмосковного города Фрязино.
Среди ремесленников и купцов, приезжавших в столицу, было много немцев («ливонцев» и «остезийцев»), а также эстонцев и латышей («лифляндцев»). Надо сказать, что тогда немцами называли выходцев не только и Германии, но и из Англии, Скандинавских стран.
В Москву приезжали и оседали в ней выходцы из разных стран Азии и Европы.
Сначала иноземцы, особенно богатые и именитые, селились близ центра города: строили себе усадьбы, торговые лавки, склады и т.д. Были у них и свои церкви (лютеранская и кальвинистская), где они свободно отправляли религиозные обряды, поскольку Русская Православная Церковь относилась к иноверцам без предубеждений.
Однако при Иване Грозном (1533-1584) иноземцев начали притеснять и выселять за городскую черту - за р. Яузу. Это поселение стало называться Немецкой слободой. Во времена правления Ивана Грозного были даже разрушены церкви иноземцев, а строительство новых не поощрялось. Более того, опричники устраивали погромы домов и лавок «ливонских» купцов.
«Ливонцами» в те времена называли пленных немецких торговцев и ремесленников, которые были вывезены по приказу Ивана Грозного из городов Нарва, Дерпт и др. в ходе Ливонской войны. Многие иноземцы из числа пленных были искусными мастерами по изготовлению оружия - бронниками, которые делали холодное оружие и броню для русских войск (об этом напоминают названия: Бронная, Пушечная, Кузнечная слобода, а теперь - улицы).
С XVII в. отношение к иноземцам меняется в лучшую сторону - многие из них получают разрешение строиться и селиться на центральных улицах города, возводить в Москве свои храмы. А уж Смутное время оказалось и вовсе благосклонным для голландских, итальянских, английских, немецких купцов, которые толпами съезжаются в Москву. Однако вместе с торговыми и мастеровыми людьми сюда приезжают авантюристы и просто разбойники. Среди приезжих были разные люди и относились к ним в разное время по-разному.
При царе Михаиле Федоровиче (1613-1645) - первом из рода Романовых и его сыне Алексее Михайловиче (1645-1676) иноземцы (не принявшие православия) постепенно переселяются за Покровские ворота в Кукуй (в Немецкую слободу). Здесь строятся новые дома, усадьбы, школы и церкви (лютеранская, кальвинистская, английская).
Несмотря на протекционистскую политику Алексея Михайловича по отношению к русским купцам и ремесленникам, все же усиливается приток иностранных купцов, мастеровых, военных в Москву.
При Петре I (1682-1725) число жителей Немецкой слободы выросло очень значительно. При этом коренным образом меняется их состав: в Москву приезжают специалисты по военному и рудному делу, инженеры и архитекторы, врачи и аптекари.
В Немецкой слободе в те времена уже существовали железоделательный завод, одна из первых мануфактур по производству шелка, бумажная фабрика. По приказу Петра I там строится казенная полотняная фабрика.
В Немецкой слободе жили друзья и соратники Петра I - Ф.Я. Лефорт, Я.В. Брюс, П. Гордон и др. Они много сделали и для становления Петра I как личности, и для развития русской армии, книгопечатного дела, науки, промышленности. Петр I основал в Москве Школу навигационных и математических наук, многие преподаватели которой были иноземцами. Греки по происхождению И. и С. Лихуды преподавали в Славяно-греко-латинской академии. Немецкая слобода из не обрусевших иноземцев оказала сильное влияние на Петра I .
В послепетровские времена в Москву по-прежнему приезжало много немцев, французов, итальянцев, поляков, армян, евреев. Они пополняли ряды торговцев, преподавателей, гувернеров, портных, модисток и т.д. Французские и итальянские актеры играли и пели в московских театрах, участвовали в культурной жизни столицы.
Богатые купцы-иностранцы имели крупные магазины колониальных товаров, одежды и обуви (из 18 модных магазинов, располагавшихся тогда на Кузнецком мосту, русским был только один), ювелирные магазины, книжные и мануфактурные лавки, а предприниматели открывали новые заводы и фабрики. Все это очень способствовало развитию русской промышленности и торговле.
В послепетровские времена иностранцы продолжали активно участвовать в культурной и экономической жизни города.
МОСКВА - РЕЛИГИОЗНЫЙ ЦЕНТР РОССИИ
Москва исторически становится и религиозным центром России, причем это положение сохранялось даже тогда, когда столица была перенесена в Санкт-Петербург. Этому своему духовному статусу Москва обязана, в том числе, Русской Православной Церкви, так как здесь находилась резиденция ее патриархов.
Православие - наиболее массовое вероисповедание России. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г., численность православных составляла 87,3 млн. человек, или 69,5% населения империи. В 1905 г. в России действовало 48 375 православных церквей, численность белого духовенства (включая низший мир) составляла 103 437 человек.
Москва – центр русского православия, наиболее массового вероисповедания России.
В этом же году в России насчитывалось 267 мужских православных монастырей и пустынь, 208 женских монастырей и общин. Численность черного духовенства составляла 20 199 человек. В Москве действовали сотни церквей и 25 монастырей (15 мужских и 10 женских). Каждая слобода в городе считала необходимым иметь свою церковь и не жалела денег на ее постройку.
Но к 1939 г. в России практически не осталось ни одного монастыря, ни одной духовной семинарии, было уничтожено множество церквей.
В 1936 г. был разрушен собор Казанской Божьей Матери, воздвигнутый Д. Пожарским на Красной площади рядом с могилами геройски погибших русских воинов. Был взорван и Храм Христа Спасителя - дань благодарных потомков героям 1812 г., возведенный на средства, собранные всей Россией.
В последнее время стали возрождаться приходские церкви. К Московской епархии, возглавляемой патриархом, относятся более 200 приходских храмов, мужские (Свято-Данилов, Донской, Сретенский, Новоспасский и Свято-Никольский) и женские монастыри (Рождества, Богородицкий, Покровский, Зачатьевский и Новодевичий). Москва, как и вся страна, строила церкви, гордилась ими, уничтожала и восстанавливала их.
Кроме того, Москва, исторически стала центром для старообрядцев всех толков. В городе им принадлежат два собора: на Рогожском и Преображенском кладбищах.
Столица России оказалась также одним из духовных центров ислама. Здесь функционируют несколько мечетей, в том числе и центральная. В Москве представлены сегодня и другие религиозные учреждения. Католикам принадлежат костелы св. Людовика, Непорочного Зачатия, а также приход в посольстве Германии.
На Армянском кладбище находится храм Армяно-Григорианской Церкви. Немало в Москве и представителей различных протестантских концессий и сект. Свои общины имеют пресвитериане, адвентисты, пятидесятники, методисты, приверженцы иудаизма.
В Москве действуют представительства и других Православных Церквей, крупных монастырей России и зарубежья, в том числе подворье Антиохийского, Иерусалимского, Соловецкого монастырей и Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва исторически стала центром многих мировых религий.
ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Для внешнего облика города характерна радиально-кольцевая планировка. И по этим кольцам, как по кольцам на стволе дерева, можно определить возраст столицы: Китай-город, Белый город (нынешнее Бульварное кольцо), Земляной город (ныне Садовое кольцо), Московская кольцевая железная дорога Московская кольцевая автомобильная дорога.
Дороги, которые издревле вели к Москве, со временем превращались в основные радиальные улицы: дорога на Тверь стала Тверской, на Дмитров - Большой и Малой Дмитровками, а от крепостных ворот стали ответвляться все новые и новые улицы, образуя пучки городских магистралей.
По мере развития города вокруг Кремля возводились новые укрепления. Постройки Китайгородской каменной стены с 13 башнями (шесть из них имели проездные ворота) относятся к XVI в.
Возведение стен и башен Белого города было завершено в 1593 г. В этот же период посад за стенами Белого города укреплялся земляным валом с деревянными стенами и 50 башнями. Именно это укрепление и получило в дальнейшем название Земляного города. Москва – естественно расширяющийся и увеличивающийся город.
Здесь следует рассказать о Московском Кремле - градостроительном заповеднике столицы, сокровищнице русской культуры и истории.
Кремль расположен на Боровицком холме. В плане он представляет собой неправильный треугольник. С одной стороны, протекает Москва-река, с другой - р. Неглинная (в 1819 г. ее заключили в подземную трубу). Площадь Кремля в пределах крепостных стен составляет 27,5 га, общая длина стен - 2,235 км, высота - от 11 до 19 м, ширина - от 3,5 до 6,5 м. Первое деревянное укрепление Кремля, засвидетельствованное летописью, относится к 1156 г. К сожалению, деревянная городская застройка Кремля часто подвергалась пожарам во время вражеских нашествий, а в первой трети XIII в. Кремль был выжжен дотла.
Но уже в XIV в. Москва выходит на арену мировой истории, а Кремль превращается в большую и могучую средневековую крепость. Однако в 1365 г. деревянный Кремль опять выгорел дотла. Московский Кремль - градостроительный заповедник столицы, расположен на Боровицком холме и изначально был деревянным.
И тогда князь Дмитрий Иванович, внук Иваны Калиты, решает построить каменный Кремль. Архитектура его тех времен неизвестна, поскольку он пережил многие нападения врагов вместе с Москвой и всей Россией (польско-литовскую интервенцию, нашествие французов), а также народные восстания (1648 г. - Соляной бунт, 1682 г. - первый стрелецкий бунт, 1698 г. - Стрелецкое восстание и т.д.).
Когда Иван Ш, принявший титул «государя всея Руси», завершил объединение русских земель под эгидой Москвы в централизованное государство, то все эти политические события отразились и на облике Кремля: он приобрел особое великолепие, поскольку на его территории развернулось строительство дворцов и соборов, а отстроенная заново Кремлевская стена из красного кирпича существует и до настоящего времени. Стены завершают зубцы (мерлоны) с узкими щелевыми бойницами (всего их 1045). Каменный Кремль пережил войны, народные восстания и неоднократно перестраивался.
Перестройка Кремля и башен, находящихся по углам крепости, велась поэтапно. Первой была возведена башня с тайным ходом к Москве-реке, получившая название Тайницкой (архитектор - итальянец Антон Фрязин), затем другой итальянский архитектор Марко Фрязин в 1487 г. построил Беклемишевскую башню (теперь она называется Москворецкой). Следующей стала Свиблова башня с колодцем и тайным ходом к реке (когда в 1633 г. в ней установили водоподъемную машину ее стали называть Водовзводной). В 1488 г. завершилось строительство Благовещенской башни.
Затем были построены 1-я и 2-я Безымянные башни. Петровская, Боровицкая, Константино-Еленинская, Набатная башни. В 1491 г. для укрепления восточной части Кремля была возведена Спасская башня, названная так в честь икон Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного. Она очень узнаваема по силуэту и является символом Московского Кремля. Парадные Спасские ворота - это главный вход в него, они во все времена считались святыми.
Одновременно со Спасской строится и Никольская башня, а между ними - глухая, квадратная в плане башня, которая сначала была безымянной, а потом стала называться Сенатской.
В конце XV в. были построены Угловая Арсенальная и Средняя Арсенальная башни, а в 1495 г. завершилась постройка самой высокой кремлевской башни - Троицкой (названа по имени находящегося рядом Троицкого монастырского подворья). Для защиты проходов к ней сооружается Кутафья башня, а затем Вдоль берегов р. Неглинной возводятся Комендантская и Оружейная башни, а позже всех, в 1680 г., на кремлевской стене подстроили маленькую башенку - Царскую.
Время и враги Отечества не щадили стены Кремля. Во время Отечественной войны 1812 г. были взорваны Водовзводная, 1-я Безымянная и Петровская башни, упала половина шатра Боровицкой, почти полностью разрушена Никольская, пострадали и другие башни. В 1817-1822 гг. в Кремле велись восстановительные работы под руководством русского архитектора О.И. Бове. Каждая башня Московского Кремля неповторима: имеет своё назначение, название, архитектуру.
Известными на весь мир украшениями и достопримечательностям Кремля являются Царь-пушка и Царь-колокол. Центр Кремля - Соборная площадь, на которой расположены замечательные памятники древнерусского зодчества. Это Успенский, Благовещенский и Архангельские соборы, церковь Ризоположения, колокольня Ивана Великого со звонницей, Грановитая палата. Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов. Внутри Кремля находятся известные на весь мир постройки и достопримечательности.
Успенский собор является первопрестольным храмом Российского государства, усыпальницей московских митрополитов и патриархов, место венчаний и коронаций русских великих князей, царей, императоров и императриц. Построен он был в 1475-1479 гг. по проекту итальянского зодчего Аристотеля Фиоравенти из белого камня и представляет собой шестистолпный, пятиглавый храм с золотыми маковками. Порталы, служащие главными входами, украшены росписью.
Для его интерьера трехъярусный иконостас создавал с соратниками сам Дионисий (до наших дней сохранились фрагменты древнейших фресок XV в.). Самыми известными достопримечательностями собора являются древние иконы, «Мономахов трон» (царское моленное место), бронзовый шатер для хранения церковных реликвий. Служба в Успенском соборе восстановлена в 1990 г.
УСПЕНСКИЙ СОБОР - ПЕРВОПРЕСТОЛЬНЫЙ ХРАМ РОССИИ
Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 гг. псковскими мастерами из белого камня, по праву считается жемчужиной древнерусского зодчества.
Во второй половине XVI в. он был перестроен - на четырех углах поставили небольшие придельные одноглавые храмы, а с западной стороны - две девятиглавые, после чего он стал девятиглавым. Расписывал собор, по летописным сведениям, Феодосий - сын иконописца Дионисия, но после пожара 1547 г. большая часть настенной росписи была утрачена, восстанавливают ее в 1547-1551 гг., а затем, вплоть до XIX в., неоднократно подновляют.
Иконостас собора поражает своей величественностью и уникальностью по художественной ценности икон. Предположительно, авторы икон главных его рядов (деисусного и праздничного) Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев. На сводах галереи находятся композиция «Древо Иесеево» - библейская родословная Христа, а также изображения античных философов, историков, поэтов. В Благовещенском соборе содержится уникальное собрание икон.
Архангельский собор построен уже не в стиле российского зодчества. Ему приданы черты дворцовой архитектуры эпохи Возрождения: фасады украшают пилястры, между ними находятся декоративные арки, входы собора имеют богато декорированные порталы. Этот собор является усыпальницей русских князей и царей до Ивана V. Интерьер собора украшают превосходно выполненные московскими мастерами медные люстры-паникадилы. Фрески выполнены русскими живописцами, собранными из различных городов, а возглавлял их знаменитый изограф Симон Ушаков.
Росписи южной и северной стен посвящены деяниям Архангела Михаила, здесь же находятся изображения князей московской династии. В центре собора находится рака (гробница) с мощами царевича Дмитрия - невинно убиенного младенца.
Иван Грозный с сыновьями похоронен в алтарной части, за иконостасом, московские князья захоронены у южной стены. В средней части собора размещены захоронения первых царей династии Романовых (к 300-летию дома Романовых надгробья были заключены в особые медные футляры с остеклением, на которых написаны имена погребенных и даты смерти). В настоящее время в архангельском соборе проводятся торжественные богослужения. Архангельский собор – домовая церковь русских князей и царей.
Самым высоким сооружением Кремля является колокольня Ивана Великого (с Успенской звонницей и Филаретовой пристройкой). После надстройки в 1600 г. по приказу Бориса Годунова, ее высота достигла 81 м. Колокольня была сторожевой и сигнальной башней, поскольку с нее можно было видеть окрестности на 30 км. Звонница и пристройка пострадали во время нашествия наполеоновских войск в 1812 г. - они были взорваны. Но в 1819 г. их восстановили по проекту известного русского архитектора Д.И. Жилярди.
На колокольне и звоннице находится 21 колокол (относятся к XVI-XIX вв.) - произведения известных русских литейщиков - Федора и Ивана Моториных, Андрея Чехова, Василия и Якова Леонтьевых. Около колокольни поставлен Царь-колокол - шедевр литейного мастерства. Его поверхность украшена великолепным рельефным орнаментом. Колокольня Ивана Великого известна своей высотой и колоколами.
К всемирно известным памятникам архитектуры Кремля относится Оружейная палата. В настоящее время она является музеем, где хранятся сокровища живописи, иконографии, ювелирного искусства, словом, все предметы одежды, регалии и драгоценности, связанные с княжескими и царскими дворами Российской империи. Здесь находится богатейшая коллекция русских серебряных и золотых изделий XII - начала XX в., например потир работы владимиро-суздалъских мастеров или серебряный кувшин, изготовленный в Константинополе, ковш царя Михаила Романова.
Больше всего изделий относится к XVIII-XIX вв. Это и табакерки в стиле русского классицизма, и посуда, украшавшая императорские столы, и изумительный по красоте футляр для Евангелия, и драгоценные пасхальные яйца работы Карла Фаберже. В Оружейной палате хранятся памятники оружейного мастерства XII-XIX вв. К числу реликвий относятся: сабли Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, парадный кованый шлем царя Михаила Романова, булатный клинок сабли работы известного мастера из Златоуста И. Бушуева, парадный щит князя Ф. Мстиславского, изготовленный в Иране в XVI в.
Славится музей-хранилище и коллекцией западноевропейского художественного серебра XIII-XIX вв. Здесь представлены дары русским царям от зарубежных царствующих особ, в том числе рассольник (блюдо), подаренный Ивану Грозному одним из первых английских послов в России, блюдо и рукомойный кувшин, присланные царю Алексею Михайловичу Карлом II Стюартом, фарфоровый сервиз, презентованный императору Александру I Наполеоном по случаю заключения Тильзитского мира.
В залах музея выставлена коллекция драгоценных тканей, древнерусской светской и церковной одежды, парадного костюма XVI - начала XX в. Здесь и вышитые цветным шелком, золотой нитью и жемчугом церковные покровы, плащаницы, облачения священников; и парадные одежды духовенства из шелка и бархата; и парадные кафтаны Петра I, одежда царя Алексея Михайловича, коронационное платье императрицы Екатерины I, а также коронационное платье 1896 г.; шапка Мономаха, венец царя Ивана грозного (шапка Казанская), корона императрицы Анны Иоановны.
Интересна коллекция старинных царских тронов - Ивана IV Грозного, Бориса Годунова, Михаила Романова. Особый интерес представляет Алмазный трон XVI в., подаренный царю Алексею Михайловичу, выполненный из золотых и ажурных серебряных пластин, украшенных множеством драгоценных камней, среди которых насчитывается 800 алмазов. Оружейная палата является музеем-сокровищницей предметов живописи, иконографии, ювелирного искусства.
Нельзя не сказать и о знаменитом Алмазном фонде, где представлены выдающиеся произведения русского и зарубежного ювелирного искусства XVIII-XIX вв., в том числе и государственные императорские регалии: Большая императорская корона, созданная к коронации Екатерины II; золотой скипетр, украшенный двуглавым орлом и знаменитым алмазом «Орлов» (189,62 карата); Малая бриллиантовая корона, выполненная в 1801 г. придворными ювелирами для коронации Елизаветы Александровны, супруги императора Александра I. В Алмазном фонде представлены выдающиеся произведения ювелирного искусства XVIII-XIX вв.
Большой Кремлевский дворец объединяет в себе многие гражданские и культовые постройки, которые создавались архитекторами и мастерами в течение XV-XIX вв. Самое древнее из них - Грановитая палата, которая строилась как тронный зал для великих князей. Облик здания менялся, его не щадили ни время, ни люди. Так, Красное крыльцо было разрушено в 1932 г. полностью и только в 1993 г. начались работы по его восстановлению, которые завершились в 1994 г. Восстанавливали и утраченные росписи Святых сеней, а также расписывали и новыми сюжетами из Библии и русской старины.
Парадный зал Грановитой палаты предназначался для официальных и торжественных церемоний: заседаний Боярской Думы, приема послов, объявления престолонаследников и т.д. И сейчас Грановитая палата используется для проведения официальных церемоний, приемов и пр. Грановитая палата строилась как тронный зал для великих князей и ныне используется для официальных церемоний.
К другим строениям, входящим в ансамбль Большого Кремлевского дворца, относятся Золотая Царицына палата, Теремной дворец, домовые храмы (Рождества Богородицы, Рождественская, Воскресения Христова).
Но самым примечательным является Большой Кремлевский дворец, его строительство началось в 1838 г., и в нем принимали участие известные архитекторы: Ф.Ф. Рихтер, П.А. Герасимов, Н.И. Чичагов; к оформлению интерьеров были привлечены художники и скульпторы: И.П. Витали, Ф.Г. Солнцев, П.К. Клодт и др.
На втором его этаже расположены четыре знаменитых зала: Георгиевский, Владимирский, Андреевский и Александровский, в соответствии с русскими дореволюционными орденами, и их элементы включены в декор оформления. Георгиевский зал посвящен военному ордену св. Георгия (учрежден в 1769 г.). На мраморных досках золотом высечены названия награжденных этим орденом полков и имена Георгиевских кавалеров: А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, В.В. Ушакова, П.С. Нахимова – героев Отечественной войны 1812 г. В XIXв. строится Большой Кремлевский дворец при участии известных архитекторов, художников и скульпторов.
ГОРОДСКАЯ ЗАСТРОЙКА МОСКВЫ
История Москвы отразилась в ее городской застройке. Самые разные стили и направления смешались и до сегодняшнего дня мирно уживаются в своеобразной московской архитектуре.
Церкви Троицы в Никитниках (1630-1650), Николая Чудотворца в Хамовниках (1682), Рождества Богородицы в Путинках (1654), возведенные и стиле нарышкинского, или московского, барокко с их узорчатой кирпичной кладкой, нарядной белокаменной резьбой и цветными изразцами возвращают нас в XVII в.
Пашков дом, здание Благородного собрания, Екатерининской дворец, построенные в стиле русского классицизма со свойственным ему спокойным величием и четкостью архитектурных форм, свидетельствуют о том, что эти постройки относятся уже ко второй половине XVIII в.
Величественные здания Большого театра и Манежа, Александровский сад напоминают о начале XIX в. Начальные годы XX в. оставили нам здания в стиле модерн: Художественный театр, особняк Рябушинского на Малой Никитской улице, Ярославский вокзал.
О конструктивизме 20-30 гг. напоминают Шуховская радиобашня, дом газеты «Известия», дворец культуры автомобильного завода «АМО».
Особые черты столице придали высотные здания, сооруженные в послевоенные годы - Московский государственный университет на Воробьевых (Ленинских) гораx, Министерство иностранных дел на Смоленской площади, жилые дома на площади Восстания и Котельнической набережной, гостиница «Украина». Разные стили и направления смешались и мирно уживаются в своеобразной московской архитектуре.
Сегодня Москва - динамично развивающийся мегаполис, многие улицы и проспекты трудно узнать коренному москвичу, так сильно они преобразились. Похорошела Красная площадь, возродилась Манежная площадь, где создан подземный торгово-рекреационный центр, поражает своим размахом мемориальный комплекс на Поклонной горе, вознеслись над Москвой золотые купола Храма Христа Спасителя. Все это яркие свидетельства возрождения исторического облика столицы России. Ведь именно в ней сконцентрировались не только наши национальные, но и общечеловеческие святыни.
Каждый памятник Москвы - это одна из страниц истории России. И грядущим поколениям важно не допустить больше попыток никакого правительства переписать или перечеркнуть историю, и разрушать с этой целью памятники старины, каменную летопись России. Образ исторической Москвы для россиянина должен оставаться священным.