13 августа 1822 года Государь Император Александр I подписал рескрипт «О запрещении тайных обществ и масонских лож».
Масонские ложи в России возникли ещё в первой половине XVIII столетия. Их запрещали при Императрице Екатерине II и Государе Павле I, но они продолжали свою деятельность. Правительство Императора Александра первоначально разрешило деятельность масонства в России, пытаясь поставить их под контроль и даже использовать в своих целях. Однако вскоре Император Александр понял, что цели масонов радикально расходятся с национальными интересами. В Российской Империи стали возникать конспиративные ложи «высших степеней», а само масонство оказалось тесно связанным с деятельность подрывных структур, в том числе «декабристов». Деятельность масонов наносило вред государству и Православию. Поэтому Император Александр попытался пресечь деятельность тайных структур в Империи.
Официальной датой появления масонских лож считается середина XVIII века. Хотя некоторые исследователи считают, что тайные организации стали осваивать территорию России ещё в XVII столетии, среди основателей масонства в Русском государстве называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. В 1731 году гроссмейстер «Великой Лондонской ложи» лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса «провинциальным великим мастером» для Российского государства. Первоначально большинство членов масонских лож в России были иностранцами – офицерами и купцами. Но затем число русских в масонских ложах значительно выросло. В 1750-е годы в столице Империи действовала ложа под руководством графа Р.И.Воронцова (активный участник дворцового переворота 1741 года, один из богатейших людей Империи).
В 1772 году «провинциальным великим мастером» стал И.П.Елагин. Он преобразовал существовавшие к тому времени в Российской Империи ложи в единую систему (в неё вошли до 14 лож). Масоны действовали в Москве, Петербурге, Владимире, Архангельске и других городах. В 1770-е годы в России возникла ещё одна система масонских лож - «Шведская» или «Циннендорфская система» (она была основана П.-Б. Рейхелем). В 1777 году Петербург посетил с визитом шведский король, который вместе со своим братом стоял во главе шведских масонов. В 1770-е годы в масонских кругах под началом графа Н.И.Панина рождается идея установить в России конституционную монархию по английскому образцу. Для этого предполагалось свергнуть и убить Екатерину II.
О причинах и последствиях принятия рескрипта Императором Александром и о современном состоянии российского масонства в интервью «Русской народной линии» рассуждает известный историк, доктор исторических наук., профессор Игорь Яковлевич Фроянов.
Само появление запрета масонских лож, осуществленное Императором Александром I, имеет историческую подоплеку. Дело в том, что в России в послепетровское время довольно интенсивно стало развиваться масонское движение – в период между правлением Петра I и приходом к власти Екатерины II в России возникло множество масонских организаций, куда входили прежде всего высшие слои дворянства. Не побоюсь сказать, что Петербург XVIII века в значительной степени был масонским Петербургом.
Наши правители, Государи, относились поначалу к масонству терпимо, не видя в нем опасности и вреда. Взгляды на масонство, настроения относительно масонства переменились в связи с Французской революцией конца XVIII века. Стало доподлинно известно, что революция во Франции, сопровождавшаяся казнью короля, в значительной степени есть творение рук масонов. Понятно, почему Екатерина II, первое время заигрывавшая с масонами и в некотором роде поощрявшая их, переменила свое отношение к масонам, увидев в них угрозу не только монархическому строю в России, но и себе лично. Надо вспомнить ее отношение к масонскому кружку Н.И.Новикова, ее отношение к масонам Москвы и, конечно же, Петербурга. Но масоны тогда, и потом, и сейчас маскируются, выдавая себя за безобидных овечек, радеющих о духовности и нравственности человечества. Они распространяют взгляды на масонские организации как на благотворительные, культурные, нравственные институты, озабоченные прогрессом общества. Однако невозможно скрыть политическую сущность масонских организаций, хотя в этом отношении прилагаются постоянные усилия. Чтобы запутать людей, сбить их с толку, в современной исторической литературе пропагандируется концепция «политического» и «неполитического масонства». На самом деле масонство – это единая политическая организация, закамуфлированная под организации просветительного, культурного и благотворительного характера. Масонство ставило и ставит перед собой цель ниспровержения существующей власти, установление «вселенской цивилизации», нового мирового порядка с мировой властью во главе.
Возвращаясь к Александру I, надо сказать, что он знал о существовании масонства в России. Есть даже подозрения, что сам Император был масоном. Его ближайшее окружение (П.А.Строганов, В.П.Кочубей, Н.Н.Новосельцев, А.Чарторыский, М.М.Сперанский и пр.) тоже принадлежали к этой организации. Масоны привели к власти Александра I, рассчитывая, по всей видимости, на податливость Государя их мановениям. В начальное время царствования Александр относился к масонству, можно даже сказать, покровительственно. Но после войны 1812 года, которая велась против России масоном Наполеоном, мечтавшем о создании мировой империи, он тоже понял угрозы масонства русской монархии, да и вообще России. Отсюда его решение запретить масонство. Оно было запрещено. Но дело ограничилось только указом. Масонство продолжало существовать. Масоны готовили “Великую Декабрьскую революцию” 1825 г. и попытались ее осуществить. Следствие по делу декабристов убедило в этом Императора Николая I с полной очевидностью. Не случайно, что именно после восстания декабристов Николай I предпринял новые меры по запрету масонства. Он также издавал запретительные указы относительно масонства. Рука у Николая была более жесткая, чем у Александра. Ему удалось придавить масонство, но не раздавить. Масонов это нимало не смущало, поскольку наступали периоды, когда они уходили как бы в подполье, ложились на дно. Они будто «засыпали» на время. В России масонство «спало» много десятилетий.
Благоприятной обстановкой для его пробуждения в России был конец XIX – начало ХХ века. Оно проснулось, активно включилось в политическую и общественную жизнь и, в конечном счете, масонские организации привели историческую Россию к крушению. Не случайно первый состав Временного правительства был сплошь масонским. Сомнения высказываются только относительно П.Н.Милюкова. Полагают, что среди членов первого состава Временного правительства был не масоном только Милюков. Но он на самом деле принадлежал французскому масонству и отчитывался именно перед ним. Есть свидетельства, что наши русские масоны также приходили к нему с отчетом. Об этом пишет, например, один из видных масонских деятелей России М.Маргулиес.
Среди большевиков тоже были масоны – Зиновьев, Троцкий, Бухарин, Свердлов, Скворцов-Степанов и др. Следовательно, большевики понимали, что это за организация. С масонами большевиков сближала идея нового мирового порядка, установленного посредством мировой революции. Сталин прекрасно понимал, что это за популяция и, естественно, не давал ей никакого хода. Сейчас на наших глазах происходит возрождение масонства в Российской Федерации, что ставит вопрос о характере власти ее правителей.
Еще раз повторю главную мысль: любое масонство является в основе своей политическим. Оно многослойное, и это дает возможность масонским организациям рядиться под культурные, благотворительные учреждения.
Русская Народная Линия