Рождественский пост длится 40 дней, как и самый значимый пост церковного года – предпасхальный Великий пост, и в церковном уставе так же, как и Великий, именуется Четыредесятницей.
Более того, как дни накануне Пасхи являются временем особой молитвы и особо строгого поста – Страстной седмицей, так и последние пять дней перед Рождеством в церковном календаре выделены как дни строгого поста и особых богослужений в храме (к сожалению, в наших реалиях для большинства это время постновогоднего похмелья со 2 по 6 января).
Самый канун праздника – Рождественский сочельник (24 декабря / 6 января) – день необыкновенно торжественного и величественного богослужения и (по церковным канонам) полного голода, как и Великая пятница перед Пасхой.
Само слово «Сочельник», а вернее – «Сочевник», происходит от «сочиво», что значит – «распаренное зерно, пшеница или полба», которое в этот день разрешается вкушать только поздним вечером, после появления на небе первой звезды.
ПАРЕМИИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Паремии (или паримии, от греч. притча) – отрывки из Библии (преимущественно – Ветхого Завета), предназначенные для богослужебного употребления. Они читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб (на молебнах, при Великом водоосвящении). В паремиях должна быть преобразовательно раскрыта главная тема празднуемого события или, во всяком случае, указаны важнейшие ее аспекты.
Восемь паремий читается в навечерие праздника (Рождественский сочельник) - утром 6 января на великой вечерне, которой в этот день начинается Литургия. Рассмотрим некоторые из них.
В первой паремии (Быт. 1, 1-13) повествуется о творении мира с первого по третий день. Этот фрагмент является прообразом, который несет в себе несколько символических смыслов. Во-первых, если творение есть начало бытия человека, дарование ему жизни от Бога, то Искупление человека от вечной смерти, начало которому полагается в Рождестве Иисуса Христа, есть дарование спасенному человеку жизни вечной в Боге. Во-вторых, в первые дни творения Богом определяются основы бытия, его законы, а с пришествием в мир Спасителя природа и мироздание получают новые, духовные, законы, способные снова соединить человека с Богом.
Вторая паремия передает слова благословения Израилю от пророка Валаама (Числ. 24, 2 - 9,17,18). Он был призван царем моавитян Валаком, чтобы за определенные дары наслать на израильтян проклятие от Бога. Но Бог заградил проклинающие уста, и Валаам вместо проклятия произнес благословение Израилю. В частности, он произносит: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24, 17). По мнению многих исследователей, «звезда от Иакова» есть символ Мессии, который должен восстать из среды Израиля. И, конечно же, как не вспомнить ту чудесную звезду которая привела к Спасителю восточных мудрецов.
Третья паремия раскрывает пророчество Михея о месте рождения Мессии (Мих. 4, 6, 7. 5, 2-4). Он указывает на древнейший город Палестины - Вифлеем. Некогда богатый, а ко времени Иисуса Христа пришедший в запустение, он был родиной царя Давида. Из этого же города Господь определил родиться и Своему Сыну. Об этом Он говорит устами пророка: «И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» (Мих. 5, 2).
В следующей паремии пророк Исайя возвещает, что Мессия произрастет из корня Иессеева, отца царя Давида. Он принесет новый закон для всего мира, который изменит и человека, и природу: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком … и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их… И младенец будет играть над норою аспида... Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа… И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава» (Ис. 11, 1-10).
В шестой паремии снова звучат слова прообраза (Дан. 2, 34-36,44,45). В этом отрывке рассказывается об истолковании пророком Даниилом сна царя Навуходоносора. Здесь говорится о камне, который самостоятельно оторвался от горы и разбил великого истукана, символизирующего собой царства земли, существовавшие до Иисуса Христа. «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, и железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось … а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2, 34, 35). Символически здесь дается указание на Христа, который есть краеугольный камень Нового Царства, победившего все царства, бывшие до Него. Гора, от которой оторвался камень, есть прообраз Пресвятой Богородицы.
Последняя паремия праздника Рождества Христова совмещает в себе и пророчество, и прообразование. Пророк Исайя говорит о чудесном знамении, которое даст Господь: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). В этих словах он и возвещает о грядущем чуде Рождества Спасителя (то есть рождение от девы), и указывает на духовный смысл этого рождения.
Он говорит, что младенца назовут Еммануил, но его назвали Иисус. Казалось бы, пророчество не исполнилось, однако если перевести это имя, то оно будет означать - «С нами Бог». Таким образом, пророк, не собирался указывать конкретное имя чудесно родившегося Младенца. Этим именем он отразил духовное значение Рождества Мессии. Паремийный цикл Рождественского богослужения заканчивается словами пророчества: «Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!» (Ис. 8, 10). Этим провозглашается незыблемость нового миропорядка, принесенного в мир Христом.
Нужно ценить моменты чтения паремий за богослужением, стараться понимать их. Потому что, как и любое чтение Священного Писания, паремии дают нам возможность проникнуться смыслом богослужения, почувствовать духовный настрой праздника и приобрести пользу для души в молитвенном общении с Богом.
Тропарь предпразднства
глас 4
Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова,/ в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата/ вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Кондак предпразднства
глас 3
Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.
Православие.Ру