Top.Mail.Ru
«Великий русский файервол» как защита в информационной войне.
“Молись Богу, от Него победа!” А.В. Суворов
«Великий русский файервол» как защита в информационной войне.
03.12.2019

Великий русский файервол.jpg

Московские суворовцы, продолжая борьбу с искажениями Российской истории, в продолжение темы «Фальсификаторы истории и третья мировая война», предлагают возможные пути решения задач защиты населения России от враждебного информационного воздействия через призму исторического опыта.

С технической точки зрения фальсификация – это, прежде всего, информация. Именно информация, только вывернутая наизнанку и обязательно отличная от истинного положения вещей.

Хотя на сегодняшний день не существует однозначно всеми принятого определения самому слову «информация» и каждый понимает это слово по своему определению, никто не отрицает того факта, что в материальном мире эта сублимация человеческой мысли имеет свою среду распространения.

Фальсификация, как и любая другая информация, должна иметь материальные средства доставки до целевой аудитории.

Самым распространённым методом доставки информации до конечного потребителя с давних пор является печатное слово: наскальная живопись, скрижали, пергаментные манускрипты, берестяные грамоты, книжные фолианты и пр.

С 1631 года Европа узнала понятие «газета» в том виде, как это принято сегодня. Скажем спасибо за это Теофрасту Ренодо (1586 – 1653 г.г.). И если передача на уровне одиночных посланий до этого момента носила персонализированный характер, то с появлением газет можно говорить о качественном расширении количества потребителей, к которым можно было её адресовать.

Однако уже в 1789 году, на фоне буржуазных революций во Франции, газета из инструмента информационного и коммерческого стала инструментом идеологической борьбы. Быстрое развитие событий требовало координации действий и обмена идеями. Летопись той поры дошла до нас благодаря газетчикам.

Разумеется, что это было только начало. Из Российской истории мы помним, что выпуском «рабочих листков» Владимир Ульянов начал заниматься в 1895-1896 гг. Именно он, оказавшись в тюрьме в декабре 1896 года, а потом в трёхлетней ссылке, посвятил себя разработке теоретических основ революционной печати, которые вылились в марксистский журнал «Заря» и политическую газету «Искра».

Пока Ульянов был в ссылке, в 1897 г. киевские социал-демократы предприняли издание нелегальной «Рабочей газеты». Вышло всего два номера – в августе и декабре. Плеханов (соратник Ленина) положительно отзывался о газете, называя ее «общерусским социал-демократическим органом».

«Рабочая газета» много сделала для подготовки Первого съезда РСДРП, который состоялся в марте 1898 г. Съезд утвердил «Рабочую газету» в качестве центрального органа партии. Однако, сразу же после съезда, восемь из девяти основателей новой партии были арестованы, а типография газеты разгромлена полицией. Имперские власти понимали опасность неконтролируемого печатного слова.

Важным этапом в создании партии революционного действия явился выход в декабре 1900 г. в Лейпциге газеты «Искра». Вскоре ее издание переносится в Мюнхен, затем в Лондон, оттуда – в Женеву. В редакцию «Искры» входили: Г.Плеханов, Ю.Мартов, П.Аксельрод, А.Потресов, В.Засулич, В.Ульянов-Ленин (псевдонимом Ленин В.Ульянов стал пользоваться с 1901 г.). Сначала все они были соредакторами газеты, но вскоре функции главного редактора перешли к Ленину.

Напоминать о том, какое «пламя» в виде революции разгорелось благодаря этой «Искре» не будем, перейдем сразу к революциям новейшей истории, которые по своей сути ничем не отличаются от Великой буржуазной революции во Франции конца 18 века.

Благодаря Амперу, Вольте, Максвеллу, Попову, Бэллу и многим другим инженерам, появились новые способы передачи информации, которые используются до сих пор и являются рабочим инструментом для современных СМИ. Методы использования информации для нужд революционеров осталась неизменными.

Череда «Цветных революций», которые друг за другом прогремели в Грузии (2003 год), на Украине (2004 год), в Киргизии (2005 год) и т.д., имеют общие корни с переменами, произошедшими в связи с распадом СССР, и изменениями на карте Восточной Европы конца 80-х и начала 90-х годов прошлого века. Отличительной чертой «цветных революций» было то, что они стремительно завоевывали позиции и быстро развивались. Так, например «Революция роз» в Грузии за полмесяца достигла своей цели. «Оранжевая революция» на Украине произошла за месяц. В ходе «Желтой революции» в Киргизии в течение пяти часов был смещен президент. Почему же «цветные революции» проводились с такой легкостью?

В основе их удачи весьма велика заслуга СМИ.

После развала Советского Союза бывшие республики, став отдельными государствами, пошли по пути независимого развития. В сфере СМИ был проведен ряд реформ: структура социалистической партийной прессы СССР изжила себя, ей на смену пришла журналистика рыночного характера. За десять лет, последовавших за обретением независимости, в этих государствах сначала были созданы модели журналистики, обладающие своей местной спецификой.

Однако их общей чертой стала «независимость» журналистики.

В условиях, когда в основу государственности были заложены такие понятия, как «свобода», «демократия», «права человека», «законность», «рынок» и др., так называемые «независимые» СМИ стран СНГ, под лозунгами плюрализма общественного мнения и флагом демократии, попали в абсолютно бесконтрольное положение. В большом количестве стали появляться частные коммерческие СМИ. В условиях жесткой конкуренции государственные издания начали сдавать свои позиции, а государства - терять контроль над общественным мнением.

Во время «цветных революций» в странах СНГ признание правительством понятия независимости СМИ превратилось в одну из главных идеологических установок. Оппозиционные высказывания не подвергались контролю, были разрешены иностранные инвестиции в СМИ. В результате общественное мнение вышло из-под контроля. Принадлежавшая правительству пресса была немногочисленна и имела небольшой тираж. Например, объем реализации государственной прессы в Киргизии был очень мал. Газета «Вечерний Бишкек» выходила в плохой полиграфии, ее возможности по освещению новостей были очень слабы, поэтому в то время среди местного населения ее влияние было очень низким.

Во всех странах Содружества оппозиционные партии действуют официально, имеют собственные телеканалы, газеты и сайты. Большинство этих СМИ получают большую поддержку от стран Запада, особенно от США.

От официальных СМИ их отличает лучшая финансовая и информационная оснащенность. Эти СМИ отличаются масштабом и объемом. Например, довольно влиятельным грузинским телеканалом был крупнейший частный телеканал «Рустави-2». Западные страны спонсировали Украинский спутниковый телеканал «Пятый канал» и оппозиционную газету Киргизии.

Влияние этих СМИ на «цветные революции» проявилось в том, что они:

— во-первых, в большом объеме освещали положение оппозиции. Агитировали за ведущую политическую роль оппозиции и оказывали всестороннее влияние на общественное мнение. В политической борьбе оппозиционная партия руководствовалась идеями «демократии» и «свободы». Своей целью они ставили создание справедливого общества и ликвидацию бедности. Задача же СМИ состояла в том, чтобы любыми способами сделать эти идеи привлекательными, создав соответствующий положительный образ для руководителей оппозиции.

СМИ должны были создать в общественном мнении новый образ «спасателя».

Этот образ должен был резко контрастировать с образом «продажных и беспомощных» руководителей правящих сил. Среди народа должна была созреть мечта о демократии и о новой правящей силе;

— во-вторых, демонизировали руководителей, находящихся у власти, обостряли противоречия в обществе. В оппозиционных СМИ существовали организации, целью которых было освещение коррупции в правительстве, несправедливости в обществе, отсталости экономики, низкого уровня жизни и т.д. Так постепенно развивалось недовольство простых людей правительством. В феврале 2005 года перед выборами в парламент Киргизии в «MSN» были опубликованы фотографии апартаментов президента Акаева, что вызвало очень бурную реакцию в Киргизии и привело к недовольству президентом. В СМИ стали появляться и другие материалы «народного расследования». Руководители оппозиционной партии бесплатно развозили и распространяли эти газеты по всей стране. После начала «революции» ежедневный тираж этих газет стал достигать 200 тыс. экз.;

— в-третьих, создавали сплетни, активно занимались подстрекательством.

Во всех «цветных революциях» оппозиционные СМИ в ключевой момент революции писали много сенсационных материалов и разоблачений. С середины ноября 2004 года на Украине стало проявляться массовое недовольство в обществе.

В то время новости о вмешательстве вооруженных сил были восприняты наиболее болезненно. 25 ноября «Пятый телеканал», не имея достаточно доказательств, сообщил о том, что спецназ РФ уже высадился в Киеве. Распространение этого ложного сообщения привело к усилению антироссийских настроений и сильно понизило позиции пророссийского президента. Официальные лица правительства Украины сразу же опровергли это сообщение, указав на то, что «Пятый канал» вводит аудиторию в заблуждение;

— в-четвертых, были организованы народные проверки. На выборах президента Украины в октябре 2004 года «Пятый телеканал» обвинил правительство в подтасовке результатов выборов и организовал так называемую «независимую народную проверку» результатов голосования. Этот телеканал первым объявил о победе оппозиционных сил. Это вызвало раздражение правительства, которое сочло, что это внесло беспорядок в восприятие информации аудиторией. В результате Государственная комиссия по общественному вещанию приняла решение аннулировать лицензию на вещание этого телеканала. «Пятый телеканал» сразу же сообщил об этом в эфире и объявил голодовку как форму протеста. Это послужило искрой для начала революции;

— в-пятых, взяли на себя руководящие функции. Во время проведения революции оппозиционные СМИ не только призывали народ выйти на улицу, но и сообщали точное время и место проведения демонстраций, предоставляли информацию для действия оппозиции в разных регионах страны. «MSN» в Киргизии, с одной стороны, сообщал о «восстании» на юге страны, а с другой стороны, агитировал за антиправительственные выступления по всей стране, сообщал о месте и времени проведения демонстраций. Таким образом, «MSN» внес организационный вклад в «Желтую революцию» в Киргизии. 24 марта 2005 года в Киргизии произошел переломный этап революции — толпы демонстрантов вступили в столицу. Следом за домом Правительства был занят телецентр. Вечером СМИ, захваченные оппозицией, сообщили о том, что президент покинул страну, а премьер сложил полномочия. За считанные часы оппозиция взяла ситуацию в стране под контроль. По словам международных наблюдателей, СМИ так писали о том, что президент Акаев покинул страну: «Прежнее правительство мгновенно лишилось политической и юридической силы», «воодушевив борцов оппозиции»

В переломные этапы «цветных революций» внутренние оппозиционные партии получали поддержку со стороны США и других западных государств и, используя механизм выборов, производили смену власти.

Но ничто не ново под луной. История нашей страны даёт нам множество примеров того, что руководство страны всегда боролось с оппозиционными изданиями.

В конце января 1918 г. Совнарком принял Декрет «О Революционном трибунале печати», который ознаменовал начало нового этапа борьбы с оппозиционными изданиями. Ведению нового трибунала подлежали «преступления и проступки против народа, совершенные путем использования печати». К таковым относились «всякие сообщения ложных или извращенных сведений о явлениях общественной жизни, ...а также нарушения узаконений о печати, изданных Советской властью». Впервые после Октябрьской революции проводилось открытое судебное разбирательство деятельности газет и журналов при участии обвинения и защиты, с широким освещением в прессе: давались объявления о предстоящих заседаниях, публиковались отчеты о них, печатались постановления и опровержения, выражались общественные порицания виновным и т.д. И хотя процесс осуществляла назначаемая Советом рабочих и крестьянских депутатов тройка судей, а решения Революционного трибунала печати обжалованию не подлежали, сама судебная процедура внешне напоминала демократические формы решения споров между прессой и властью. Впервые советская власть в борьбе с оппозиционной прессой стремилась привлечь общественное мнение на свою сторону. Революционные трибуналы печати были организованы в ряде крупных городов России и просуществовали до мая 1918 г.

Этот декрет можно назвать началом такого процесса, который всем известен, как Цензура в СССР.

Стоит пояснить, что Цензурой назывался процесс контроля со стороны советских и партийных органов СССР над содержанием и распространением информации, к числу которой относилась печатная продукция, музыкальные и сценические произведения, произведений изобразительного искусства, кинематографические и фотографические произведения, передачи радио и телевидения, с целью подавления всех источников информации, альтернативных официальным, ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, считавшихся вредными или нежелательными. Разумеется, что применялись различные формы и методы в этом процессе, которые сводились к обычному методу «кнута и пряника». «Кнутом» были прямые методы – запреты публикации, цензорская корректура, отклонение рукописей, а «пряником» самые разнообразные косвенные методы кадровой, издательской и гонорарной политик.

Разумеется, что цензура была не возможна без понятия идеология, которая в СССР была коммунистической, о чём гласила Конституция СССР.

Технические средства для реализации процесса цензуры соответствовали среде распространения информации. И если с западной печатью проблем не было – её отфильтровывали на границе, то эфирное вещание приходилось банально глушить.

Глобальная сеть интернет появилась летом 1990 года и тогда же было установлено первое интернет-соединение СССР с западом. Пользовались им западные журналисты, которые писали про Россию, но КГБ тут же всё заблокировало.

Других технических средств по контролю за передачей информации через интернет в СССР не было. И уже не могло появиться. Союз Советских Социалистических Республик «почил в Бозе».

Но интернет и сегодня «живее всех живых» и на сегодня предлагает нам передавать информацию во всех её возможных ипостасях. Насколько же фундаментальными были определения в СССР, ведь в перечне того, что контролировала цензура, были заложены любые виды информации!

Внутренние проблемы девяностых в Российской Федерации не позволяли увидеть надвигающуюся угрозу со стороны единого информационного пространства.

Но эту опасность увидели в Китае, где интернет появился только 20 апреля 1994 года в институте физики высоких энергий Китайской академии наук, а уже в 1998 году была начата разработка проекта «Золотой щит», который носит неофициальное название «Великий Китайский Файервол».

В 2003 году знаменитый Великий Китайский Файервол начал свою работу.

Эта система включает такие подсистемы, как систему управления безопасностью, систему информирования о правонарушениях, систему контроля выхода и ввода, информационную систему мониторинга, систему управления трафиком и фактически пропускает через себя, фильтруя в соответствии с идеологией КПК, весь интернет-трафик, как внутренний, так и внешний.

Веб-сайты, базирующиеся на территории Китая, не могут ссылаться и публиковать новости, взятые из зарубежных новостных сайтов или СМИ, без специального одобрения. Веб-страницы фильтруются по ключевым словам, связанным с государственной безопасностью, а также по чёрному списку адресов сайтов. Доступ к ряду иностранных сайтов с территории КНР ограничивается в рамках проекта «Золотой щит».

Разумеется, что блокируется всё, что может быть вредно для Китая.

За 20 лет своей работы «Золотой щит» разросся до невиданных масштабов. Доступ заблокирован даже к международным проектам стоимостью в миллиарды долларов.

Вот список известных сервисов и сайтов, заблокированных в Китае:

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: Facebook, Google+, Twitter, Google Hangouts, Google Blogspot, WordPress.com, Line, KakaoTalk, TalkBox, некоторые страницы Tumblr, FC2, Soundcloud, Hootsuite, Adultfriendfinder, Ustream, Twitpic

СМИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ САЙТЫ: New York Times, New York Times Chinese, Bloomberg, Bloomberg Businessweek, BBC Chinese, Chosun Chinese, WSJ, WSJ Chinese, Flipboard (международная версия), Google News, YouTube, Vimeo, Dailymotion, LiveLeak, Break, Crackle, некоторые статьи Wikipedia, некоторые статьи китайской Wikipedia, Wikileaks

ПРИКЛАДНЫЕ СЕРВИСЫ: Microsoft OneDrive, Dropbox, Slideshare, iStockPhoto, Google Drive, Google Docs, Gmail, Google Translate, Google Calendar, Google Groups, Google Keep.

ПРОЧИЕ ОНЛАЙН-ИНСТРУМЕНТЫ: Flickr, Google Play, Google Picasa, Feedburner, Twitter URL-сокращалка, Google URL-сокращалка, Bit.ly, Archive.org, Pastebin, Change.org, 4Shared, The Pirate Bay, OpenVPN.

Важным является то, что блокировка таких крупных источников информации создаёт в Китае определённый информационный вакуум по некоторым темам. Поэтому основную массу блок-листа составляют не крупные развлекательные порталы, а тысячи небольших сайтов, которые публикуют информацию по тибeтcкoмy вопросy, сoбытиям на плoщaди Тяньаньмэнь и т.п. Их начали блокировать сразу после введения в строй «Золотого щита», и задолго до первых блокировок Твиттера в 2009 году.

Китай, конечно можно обвинить в замалчивании информации, но разве он не в своём праве? Ведь если информация может быть оружием, то надо иметь от этого оружия щит, пусть даже золотой.

Таким образом, можно сделать вывод, что если фальсификация и прочая лживая информация является оружием в руках врага, то разумнее всего против этого оружия разрабатывать средства защиты, что показывает опыт Китая.

Разумеется, что борьба в информационной войне ведётся по всем фронтам и после серии «цветных революций» руководители других стран СНГ приняли превентивные меры. В России был принят готовившийся долгое время новый закон о выборах, который ограничил право проверки подсчета голосов иностранными наблюдателями и журналистами. Было также ограничено право создания коалиций оппозиционными партиями. Кроме того, было спонсировано создание прокремлевской молодежной организации «Наши», сделано предупреждение неправительственным организациям с иностранным капиталом, оппоненты отправлены в «политическую ссылку». Законодательным путем или путем покупки был усилен контроль над СМИ. Например, газета «Известия» была куплена компанией «Газпром», последний независимый телеканал REN-TV был куплен компаниями RTL и «Сургут-нефть». Как видно, усиление контроля над СМИ стало мерой предотвращения «цветной революции» в России.

В Узбекистане было закрыто отделение фонда Сороса, а собравшимся в Ташкенте западным советникам был дан соответствующий сигнал.

«Кедровая революция» в Молдове была обычными выборами в Парламент.

Правительство в таких государствах как Казахстан, Таджикистан, Туркмения, Азербайджан и Белоруссия, в которых по планам западных государств должны были также произойти «цветные революции», подавили оппозицию, укрепив свою власть. Объявленная западными СМИ вторая волна революций так и не произошла в назначенный срок.

В условиях продолжающейся информационной войны Россия работает над собственной информационной безопасностью и Госдумой РФ уже принят Федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и вступил в силу 01 ноября 2019 года: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201905010025

Неофициально этот закон носит название «закон об изоляции Интернета» в соответствии, с которым Роскомнадзор разработал проект приказа «Об утверждении правил маршрутизации сообщений электросвязи в случае осуществления централизованного управления сетью связи общего пользования»: https://regulation.gov.ru/projects#npa=92269

Одним предложением этот документ можно выразить так: в случае получения приказа, запрещается пускать российский трафик за границу. И пусть это ещё не «Великий Русский Файервол», но уже шаг в нужном направлении.

Таким образом, на фоне исторических фактов становится очевидным, что, невзирая на методы и технологии, информация была и остаётся тем оружием, от которого нужно иметь адекватную защиту. Разумеется, что среда передачи информации определяет методы формирования защитных редутов. Если раньше было достаточно разгромить типографию, то сегодня в век информационных технологий этот метод борьбы с враждебной информацией уже невозможно себе представить, но при желании есть возможности для противостояния и в наш век. Но, как и любая кампания, без стратегического плана это противостояние не возможно, а стратегия в информационном противостоянии кроется в идеологии – чья идеология сильнее, тот и победит. И очевидно, что инструментом идеологии должна быть цензура, как бы не пугали нас этим словом наши противники. Опыт Китая, где в «Золотом щите» работает более 30.000 сотрудников при цене проекта на момент запуска $800 млн., или Израиля, где Ордонанс о прессе существует с 1933 (когда ещё и Израиля не было), а главный военный цензор А. Бен Авраам потребовала в феврале 2016 года от нескольких популярных страниц Facebook и блоггеров предоставлять ей любые сообщения, касающиеся безопасности и армии, перед публикацией, тому доказательство.

Заместитель председателя РОО «Московские суворовцы» по информационным технологиям Евгений Кандзюба

Оставить отзыв:
Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.