ДВЕ ГОДОВЩИНЫ
В этом 2021 году исполняются две годовщины, имеющие исключительное принципиальное значение для русской истории и культуры. Первая – это восьмисотлетие со дня кончины благоверного великого князя святого Александра Невского. Вторая – это двухсотлетие со дня рождения великого русского писателя и мыслителя Ф. М. Достоевского.
Патриарх Кирилл недавно возвестил юбилейный характер этого года святого Александра Невского, в том числе и конкурс на эту тему. В «Кадетском Письме» № 124, от мая 2020 г., была опубликована статья на эту же тему, под заглавием «Солнце Земли Русской». Слова великого благоверного князя святого Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде» сегодня являются лозунгом русских суворовцев и нахимовцев, по инициативе русских зарубежных кадет.
Когда в 1981 году Зарубежная Русь отмечала столетие со дня рождения Ф. М. Достоевского, местная монархическая газета «Наша Страна» организовала на эту тему публичный доклад в местном Польском клубе, при большом стечении слушателей. Затем, философско-литературный факультет местного государственного университета организовал в своем актовом зале большой вкт посвященный Достоевскому. Было четыре докладчика, в том числе известный аргентинский поэт Борхес, еще два аргентинских писателя и, от имени русских, нижеподписавшийся.
ЛЕЙТМОТИВ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО: РОССИЯ И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
Темы, связанные с Ф. М. Достоевским почти необъятны. Одним из его лейтмотивов несомненно было его парадоксальное отношение к Западной Европе: с одной стороны он относится весьма отрицательно к Западной Европе, но при этом подчеркивает, что «все камни в Западной Европе для нас явлются священными».
Россия и Европа – лейтмотив публицистики Достоевского на протяжении двадцати его последних лет, насыщавшей полемические диалоги его романов. Достоевский надеялся примирить противоречия России и Европы, мечтал о синтезе родной почвы и западной культуры. Достоевский утверждает: «Европа нас постоянно не любит, терпеть даже нас не может. Мы никогда в Европе не возбуждали симпатии, и она, если можно было, всегда с охотою на нас ополчалась. Она не могла не признать только одного: нашу силу...»
Но, именно это последнее обстоятельство вызывало многостороннюю и растущую русофобию.
РОССИЯ И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА ДО РАСКОЛА
Однако, если внимательно обратиться ко всей истории отношений России и Западной Европы, такое парадоксальное отношение не всегда было оправдано и не всегда было действительным. Наша Русская культура и Западная культура имеют не мало общих корней, исходя из которых они вначале развивались во многих отношениях параллельно. Кроме того, обе они приобщились в своих истоках к Христианству, а также и унаследовали много общих элементов от предыдущей древней Греко-римской цивилизации.
Английский историк и мыслитель Арнольд Тойнби вообще считает, что западноевропейская и российская цивилизации являются сёстрами-близнецами. Однако, со временем, под влияний разнородных исторических вызовов и влияний, и в результате собственных специфических ответов каждой из них на эти возникавшие вызовы, дальнейшее развитие этих двух цивилизаций стало расходиться и частично отличаться одна от другой. Всё же, несмотря на эти расхождения, этническое, лингвистическое, мировоззренческое и политическое родство индоевропейских народов, создавших эти две культуры, очевидно.
Однако, если идти вглубь нашей истории, мы наталкиваемся около тысячи лет тому назад на совершенно иную атмосферу. Например, во времена великого князя Ярослава Мудрого, сына крестителя Руси Святого Владимира, мы наблюдаем совершенно иную обстановку, с обеих сторон. Сам великий кнзь Ярослав Мудрый был сыном византийской царевны и был женат на шведской королевне Ингегард (Ирине). Три его сына женились на дочерях германских владетелей. Четвертый его сын Всеволод был женат на родственнице византийского императора Константина Мономаха. Дочери его вышли замуж за королей французского, венгерского и норвежского. Его дочь Анна Ярославна иногда замещала своего супруга французского короля и вместо него подписывала законы Франции русскими буквами «Анна регина». На её русском евнгелии приносили присягу французские короли.
Академик Платонов по этому поводу пишет: «Таким образом Русь, при Ярославе вошла в состав европейских государств», а столица Руси Киев «получила значение полного из крупных европейских центров, которому принадлежало торговое посредство между европейскими рынками и востоком.»
Историк и богослов архимандрит Константин (проф. К. И. Зайцев) пишет:
«Киевская Русь, со своим стольным городом – «матерью городов русских» – Киевом вошла в историю России с ореолом славы, с памятью благоденствия, с нимбом святости. Воздухом, светом залита пленительная панорама Киевской Руси, свободою, простором веет от нея. Теперь, благодаря изданию Ипатьевской Летописи и многих памятников церковной литературы, воскресает перед нами эта древняя и светлая Русь. Она озарена каким-то веселеем, праздничным сиянием. Разноплеменное население окрестностей Киева, торговый путь Греческий, Залозный и другие, проходившие мимо Киева или примыкавшие к нему, беспрерывные сношения с Византией и Западной Европой, церковные торжества, соборы, княжеские съезды, соединенные ополчения, привлекавшие в Киев множество народа со всех концов России, довольство, роскошь, множество церквей, засвидетельствованное иностранцами, рано пробудившаяся потребность книжного чтения, при этом какая-то непринужденность и свобода в отношениях людей различных званий и сословий, наконец внутреннее единство жизни, всеобщее стремление освятить все отношения религиозным началом, так ярко выразившимся в воззрении нашего древнего летописца, все вместе это указывает на такие условия и и зародыши просвещения, которые не все перешли в наследство последующей Руси.» 1).
ИСХОДНЫЕ ОБЩИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ НАЧАЛА
Общим фундаментом этих двух цивилизаций – западноевропейской и российской – были, в хронологическом порядке, римское государство, эллинистическая культура н христианское учение. Однако. были приняты и некоторые общие конституционные начала, возникшие когда Римская Империя стала Новой Христианской Империей, с новой столицей в Новом Риме.
Как известно, несмотря на административные перестройки Императора Диоклетиана (245 – 305), кризис в Римской Империи в начале IV века продолжал заостряться, ибо эти перестройки не смогли преодолеть тогдашний нравственный упадок и разложение в обществе. Продолжались и гонения на христиан. Однако, общество тогда стало проявлять несомненные признаки усталости от этих несправедливых гонений на христиан, что привело к указу от 311 года императора-тетрарха Галерия, частично даровавшего свободу вероисповедания христианам, но при известных условиях. В конечном итоге, такое положение вылилось в гражданскую войну между четырьмя императорами-тетрархами, соправителями учреждённой Диоклетианом «тетрархии» (четырёхвластия).
28 октября 312 года, войско императора Константина Великого одержало победу, в бою у Мальвийского моста, в Северной Италии, над войском Максенция, другого римского императора, из тогдашней «тетрархии». Накануне, император Константин Великий приказал начертать на щитах воинов римской армии изображение Креста, которое он увидел до этого на небе, вместе со всей возглавляемой им армией. На следующий день после этой битвы, он приказал изготовить новый императорский стяг Римской армии с Крестом, увенчанный греческой монограммой Христа, со словами «сим победиши», которые обрамляли его видение креста. От этого стяга ведут свое происхождение все христианские стяги и знамёна, в том числе и наши русские.
В феврале 313 года, император Константин Великий и его союзник император Ликиний встретились в Милане (Медиолане), где они издали специальный Эдикт о свободе вероисповедания, который с тех пор именуется Миланским эдиктом (Edictum Mediolanensium). Текст этого эдикта не дошел до нас в подлинном виде, но часть его сохранилась в императорском рескрипте от 12 июня 313 года, на имя презида Никомидии. Текст Эдикта сохранился сполна в переводе на греческий язык известного историка Евсевия и в отрывках по-латыни у писателя Лактанция.
В этом Эдикте указано, что августы Константин и Ликиний сочли нужным «предоставить христианам и всем другим полную свободу (liberam potestatem) следовать той религии, какой кто может и какую считает для себя наилучшею, чтобы всякое Божество, какое только есть на небесном престоле, было милостиво и благосклонно к ним и всем нашим подданным.,. Свободы в религии стеснять не должно. Напротив, нужно предоставить права заботиться о Божественных предметах уму и воле каждого, по собственному его произволению. Посему повелели мы и христианам соблюдать веру, согласно избранной ими религии.». 2).
Этот Эдикт императора Константина является общим коренным конституционным принципом Новой Римской Империи и обеих цивилизаций, западноевропейской и византийско-российской, из неё развившихся. В частности, в той же Германии этот Эдикт торжественно вспоминали в конце февраля с. г. в Кёлне, с участием Президента страны, в связи с 1700-летием начала официального участия граждан города Кёлна еврейского вероисповедания и его городском совете, согласно указанию императора Константина. Каждый гражданин Империи получил право исповедовать любую религию и занимать любые общественно-политические должности. Значит, этот конституционный принцип, установленный святым равноапостольным императором Константином Великим, был действительным не только в Византийской и Российской империях, но также и в западноевропейских государственных образованиях.
Когда со временем большинство населения Империи стало христианским, а в Римском Сенате все сенаторы тоже стали христианами, император Феодосий Великий (родившийся в Испании) отказался окончательно от старого языческого имперского жреческого титула Верховного Понтифика (Pontifex Maximus, буквально «Верховный мостостроитель»). Хотя уже предыдущий император Грациан (367 – 375) больше его не употреблял.
Император Юстиниан (527-565) подытожил процесс перерождения Римской Империи из языческой в христианскую, найдя подходящий термин, с помощью которого он выразил основное начало нового положения. Он придал четкое юридическое определение этому началу, ставшему основным конституционным принципом Новой Христианской Римской Империи, а затем и Русского Государства, начиная со святого Владимира.
В Шестой новелле, адресованной «Епифанию, святейшему архиепископу царского града и вселенскому патриарху», император Юстиниан впервые четко определил идеал нового соотношения между «священством и царством», как симфонию между ними. Её текст, по-гречески, по-латыни и на средневековой латыни, занимает 12 страниц современного издания. 3).
Доктрина о симфонии определена в предисловии этой новеллы. В русской науке имеется перевод основной части этого определения в следующей формулировке:
«Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, это — священство и царство. Первое служит делам божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят от одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое со своей стороны постоянно молится за них Богу. Когда священство беспорочно, а царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие (симфония)». (А. В. Карташев. Вселенские соборы. Париж, 1963, стр. 537. В «Кормчей» дается немного иной перевод.)
Из этого перевода Шестой Новеллы ясно видно, что симфония отнюдь не является любым сосуществованием церковной иерархии и государственной власти, ибо она обуславливается конкретными условиями. Однако последняя фраза этого перевода является сокращением, опускающим требование к священству также «быть верным Богу», и сводящим требования к царству «пользоваться лишь законной властью».
Суть этого определения заключается в требовании правильного государственного строя, с порядочной властью, как необходимых предпосылок для доброй симфонии. Буквальный перевод этой фразы гласит:
«Потому, если первое (священство) поистине беспорочно и верно Богу, а второе (государство украшено правильным и порядочным государственным строем, между ними будет добрая симфония, которая для пользы человеческого рода предлагается». 4).
НАЧАЛО ОТСТУПЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОТ ОБЩИХ НАЧАЛ
Процесс отчуждения и расхождения между цивилизациями Западной Европы и Православным Востоком был многовековым. Пожалуй, самую раннюю дату начала этого многовекового процесса предлагает итальянский поэт, мыслитель и писатель Данте Аллигиеры, который её относит ко временам святого Константина Великого, т. е. к четвёртому веку в «Божественной комедии», созданной им в начале XIV века, он пишет:
Ahi, Constanin, di cuanto mal fu matre,
Non la tua conversion, ma quella dote
Che da te presse il primo ricco patre!
Ай, Константин, как плохо было сделано,
не твое обращение, но тот дар,
который от тебя получил первый богатый отец!
(Ад. Песнь XIX, стихи 115-117).
E qual esce di cuor che se rammarca,
Tal voce usci dal cielo e cotal disse:
“O navicella mia, com’mal’secarca!”
И как из сердца стенающего,
так глас с неба сошел и сказал:
"О суденышко мое, как плохо ты нагружено!"
(Ад. Песнь III, стихи 127-129).
Под суденышком тут подразумевается Римская Церковь, а под ее плохим грузом «дар Константина». Но не только такой гений, как Данте, понимал порочность этого «дара». Сам верующий народ это тоже сознавал. Согласно народной легенде, в день «дара» раздался громкий голос с неба: «Сегодня разлился яд в Церкви Господней». («Hodie diffusum est venenum in Ecclesia Dei».)
Конечно, ни Данте, ни народ тогда не знали, что «дар Константина» был подлогом, фальсификацией, и не соответствовал исторической правде. Поэтому, вся вина за «разлитый в Церкви яд» и за «плохой груз», наложенный на Римскую Церковь, возлагалась на императора Константина, что, в свою очередь, вызывало вторичную горечь, ибо все сознавали, что заслуги этого святого императора перед Христианством весьма велики.
Однако. эта фальшивая легенда правильно подметила, что коренной бедой Западной Церкви было её искушение земной властью, запрещенной Новеллой (Новым Законом) императора Юстиниана о разделении в Симфонии, между Церковью и государством.
Такой отправной точкой этого «крена» Запада можно считать мало известный факт присвоения римскими епископами языческого титула «верховного жреца» (Pontifex Maximus, буквально: «верховного мостостроителя»). Этот титул в древнем Риме принадлежал верховному жрецу жреческой коллегии «понтификов», сиречь «мостостроителей», ведавшей наводкой мостов на Тибре, а также и составлением официального римского календаря. Точное происхождение и значение этого имени наукой окончательно не установлено. Эта коллегия понтификов занимала первое место в иерархии жреческих коллегий языческого Рима, в согласии с его неписаной конституцией. По-видимому, она имела этрусские корни.
Во время превращения Римской консульской республики в империю, в Риме происходили процессы концентрации старых республиканских титулов, званий и функций в лице носителя новой единоличной власти. Так, Юлий Цезарь стал пожизненным диктатором, с правами народного трибуна, и императором (верховным командующим, триумфатором). Но еще до этого он добился титула верховного жреца (понтифика), давшего ему право на неприкосновенность личности. Затем, Юлий Цезарь провёл закон, дающий верховным понтификам также и «авторитет» (auctoritas) авгуров, сиречь право на вето законов, выборов и даже военных приказов. Со времён племянника Юлия Цезаря, императора Августа, этот титул верховного понтифика носили все последующие римские императоры, в том числе и первые христианские, начиная с императора Константина Великого, правившие Новой многоконфессиональной империей, значит, в том числе и языческим большинством, постепенно тающим.
Когда процесс христианизации Римской Империи практически закончился, во времена константинопольского императора Феодосия Великого (испанца по происхождению), провозглашением Христианства имперской религией, этот титул верховного языческого жреца был им окончательно отброшен, как несовместимый со званием христианского царя. Уже его предшественник император Грациян (367-375) не употреблял больше этого императорского и жреческого титула. Его затем, с 400-х годов подхватили епископы старого Рима, что тогда прошло незамеченным, и до сих пор мало известно, хотя этот титул римских пап чаще всего встречается на памятниках и зданиях Рима, вплоть до наших дней. (Иногда в сокращении «Pont. Max.») Это был коренной поворот Римской Церкви, наметивший уже тогда её претензии на мировую мирскую имперскую власть, что являлось нарушением Симфонии.
Затем, эти претензии развивались подспудно и незаметно в течение нескольких веков. Они открыто всплыли лишь в середине 8-го века, когда римское папство оказалось вовлечённым в войну между германскими варварами на территории Италии. Когда лонгобарды завоевали в 750 году Равенну, столицу Византийского экзархата (наместничества) в Италии, чем поставили под угрозу завоевания и сам город Рим, юридически являвшийся Византийским воеводством (дукатом), Папа Римский обратился за помощью к франкам. Одновременно, тогда возникло искушение прихватить в мирскую собственность те византийские территории в Италии, которые новые франкские союзники папства смогут отвоевать от лонгобардов.
Именно так и возникли в 756 году впервые папские территории в Италии, правда, не в обещанном франками размере, ибо последние всегда умели ловко обманывать пап. В благодарность, Папа Римский в 800 году незаконно короновал франкского предводителя Карла «императором Римским», на что Папа не имел никакого права, ибо этот титул могли законно давать только лишь римские императоры и Римский Сенат в Константинополе. За 19 лет до этого, с 781 года, епископы римские стали чеканить собственную монету, с собственными изображениями, вместо изображений константинопольских императоров, как это было раньше.
Дату возникновения папских территорий в756 году можно условно считать началом более чем шестивекового процесса раскола между Западной и Восточными Церквями. Как известно, формальной кульминацией этого процесса было хамское «отлучение» Восточных Церквей кардиналом Гумбертом в 1054 году, именем уже скончавшегося папы римского. (Интересно, что в этом же 1054 скончался великий князь Ярослав Мудрый). Хотя еще в начале Ферраро-Флорентийского Собора в 1438 году, его участники считали, что подлинного раскола еще не произошло.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПОЙ ПЕРВОГО ОБЩЕГО КОНТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА
Кроме тенденций нарушить принцип разделения Церкви и государственной власти, Западная Европа также стала систематически нарушать и свободу вероисповедания, завещанную святым Константином Великим.
Если первый этап этой великой тысячелетней идеологической и геополитической войны Запада против православных территорий, в течение первых пяти веков, главным образом концентрировался на Византийской Империи, то его второй период уже обращен главным образом против России. Великий русский мыслитель А. Хомяков обратил в свое время внимание на одну проповедь католического архиепископа Парижского, во время Крымской войны, в которой было прямо указано, что все агрессии Запада против России являлись лишь отдельными звеньями одной общей исторической цепи. Для большей наглядности, можно предложить такую хронологическую схему этой цепи:
1201 – Основание ордена Меченосцев на западных границах России. Этот Орден был связан с другими Орденами Западной Европы, от которых частично пошли «глубинные» политические структуры Запада.
1242 – Ледовое побоище с Меченосцами, вторгшимися в Россию.
1380 – Битва на Куликовом поле с коалицией татар и генуэзцев.
1410 – Битва поляков и русских с Тевтонским орденом при Танненберге.
1458 – После первой династической унии Польши с Русско-Литовским государством в 1386 году, наступает период насильственного ополячивания и окатоличивания русского и литовского населения этого государства. Папа Римский Пий Второй, в грамоте от 11 сентября 1458 года, утвердил в нем униатскую юрисдикцию, указав в письме польскому королю Казимиру, что все «русские в его королевстве отнимаются от злочестивого монаха Ионы» (православного митрополита Ионы) и передаются униатам. Самого митрополита и его представителей папа требовал «схватить, заковать в оковы и бросить в тюрьму. А кто будет сему противиться, таковых подвергнуть тяжелым пыткам», - предписывал папа Пий Второй.
1504 – Осуждение в Москве ереси жидовствующих, инфильтрированной с Запада.
1582 – Антоний Поссевин, иезуитский чрезвычайный посол к царю Иоанну Грозному, формулирует впервые в своем докладе Папе Римскому Григорию XIII доктрину необходимости расчленения Руси, путём транскультуризации Малороссии, «поелику вера Московского государства зависела от этой части России, которая ныне под державою польского короля».
1604 – Польско-иезуитское нашествие на Москву, ровно через 400 лет после нашествия на Константинополь и его разграбления.
1667 – После очередной войны с Россией, Польша впервые включает выражение «Украина» в мирный Андрусовский договор с Россией, для обозначения своих приграничных русских владений, захваченных в 15-ом столетии, пользуясь Татарским нашествием.
1700 – Начало великой Северной войны.
1801 – Убийство императора Павла Первого, при вероятном участии западных конспиративных лож и некоторых английских ведомств.
1805 – Начало войн с Наполеоном, возглавившим Западную Европу в результате Французской революции.
1812 – Великое нашествие «двунадесяти языков» на Россию.
1825 – Первая попытка «цветной революции» в России, с целью её расчленения, путём насильного внедрения в неё первой федеративной конституции.
1849 – Австрийский наместник в столице Галиции Львове, граф Стадион, передает представителям Галицкой Руси «жевто-блакитный флаг», якобы лично сшитый матерью австрийского императора Франца Иосифа.
1854 – Крымская война, в результате вторжения в Крым войск Западной Европы, в коалиции с Турцией.
1882 – Изъятие, указом папы Льва XIII, Василианских монастырей в Галиции из власти Львовского униатского митрополита и подчинение их польским иезуитам, с центром в Кракове, для подготовки кадров для транскультуризации Малороссии, по примеру транскультуризации греческой православной Калабрии, начиная с XIII века.
1904 -1905 – война с Японией и вторая попытка индуцированного Западом переворота в России. Некоторые круги США финансируют подрывную пропаганду среди русских военнопленных в Японии.
1911 – Согласно С. П.Мельгунову, Ульянов начинает получать в Швейцарии субсидии от Австрии, за включение в коммунистическую программу принципа «самоопределения вплоть до отделения».
1915 – Немецкий канцлер докладывает в августе месяце немецкому кайзеру, ссылаясь на Парвуса Гельфанда (связного с Ульяновым), о желательности «оттеснения Московской империи на Восток, при отколе её западных территорий». Уже в конце 1914 года, гражданские руководители кайзеровской Германии, как следует из меморандумов и переписки её государственных руководителей, считали, что одной из главных военных целей Германии в Первой Мировой войне было «сокращение России до размеров Московского Государства, до времен Петра Великого». Уже тогда планы для достижения этой цели предусматривали захват клещами России с двух сторон: военного давления и «внутреннего революционирования в двойной форме национальной и социальной революции». 5).
Практически, все основные условия Брест-Литовского мира были уже тогда намечены и разработаны Таким образом, среди главных военных целей тогдашней немецкой империи основное место занимало расчленение России и её «оттеснение на Восток».
Эту военную цель ясно сформулировал сам кайзер: «Я желаю иметь соседкой Россию, раздробленную примерно на 4 – 5 групп: центральную Россию, Украину, юго-восточные соединения, Закавказье и Сибирь». 6).
Сопротивление России всем этим агрессиям вызывало нарастающую русофобию значительных элементов Западной Европы.
ОТХОД ОТ ОБЩИХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ НАЧАЛ
Как происходил этот процесс расхождения и на каком этапе этого процесса произошло приобретение западноевропейской цивилизацией своих отличительных характеристик, не совпадающих полностью с характеристиками православной христианской цивилизации?
На первый вопрос можно ответить, что восточноевропейская православная цивилизация, в основном, сохранила в этом аспекте позицию предшествовавшей ей античной эллинистической культуры, в то время, как западноевропейская цивилизация изменила радикально свою исходную позицию в этом вопросе. Русский философ, профессор протоиерей Василий Зеньковский, резюмирует это следующим образом:
«Сама античная философия – как это было много раз показано – была в то же время и своеобразным богословием, конечно, соответственно религиозному сознанию античности… Идея "чистой философии" есть, ведь, излюбленная фикция у мыслителей нового времени, которые нередко переносят эту фикцию и в античный мир… Идея "чистой философии" есть вообще выдумка и создание мыслителей христианской эпохи… Это произошло на Западе, – христианский Восток неповинен в этом трагическом и двусмысленном факте… Так или иначе, здесь (на Востоке) чистое богословие не отделялось от научной и философской мысли… Всё слагалось иначе на Западе… Под куполом Церкви собирались течения и тенденции внутренне чуждые христианству…»
Следующей фазой этого процесса было радикальное отделение на Западе науки от религии. Протоиерей Василий Зеньковский считает, что это отделение было оформлено в трудах Фомы Аквината (1227–1274), который поместил религию и науки на «разные этажи». С этого практически и начался западноевропейский рационализм, не только автономный по отношению к вере и к религии, но и претендующий на абсолютную от них независимость.
«Это учение о самодостаточности естественного разума в познании мира и человека есть в сущности новое, чуждое основным течениям, даже античной мысли, понятие: возвышая Откровение над естественным разумом, Аквинат в то же время рассекает единую целостность познавательного процесса… Он своим решением вышел на новый путь… От Фомы Аквината и нужно вести разрыв христианства и культуры, весь трагический смысл чего обнаружился ныне с полной силой».
«Начиная с XIII века началось на Западе отделение от Церкви, от ее духовной установки, различных сфер культуры, – впервые проявилось это в области права, …а затем в XIV–XV веках это движение с чрезвычайной быстротой стало распространяться на все сферы культуры, на антропологию, философию, науку. В течение двух-трех веков произошло глубокое изменение в психологии культурного творчества, которое дало торжество свободному, но уже и внецерковному стилю культуры. Этот уход культуры от Церкви имел много различных корней в общем развитии западной истории, но раз начавшись, он вел и ведет к отрыву её от Церкви. …Религиозная трагедия этим была закреплена надолго, – и вся новая история шла и доныне идет на Западе под знаком принципиального дуализма – христианства и жизни, христианства и культуры, христианства и творчества». 7).
ПРОРОЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
В заключение, нельзя не отметить, что Ф.М. Достоевский предлагает свое пророческое видение коренной духовной причины этих трагических процессов.
В «Легенде о Великом Инквизиторе» в «Братьях Карамазовых», он влагает в уста Великого Инквизитора в 16-ом веке утверждение, обращенное к самому Спасителю, что «мы давно уже не с Тобою, а с ним, уже восемь веков. Ровно восемь веков назад, как мы взяли от него (от «страшного и премудрого духа») Рим и меч кесаря и объявили лишь себя царями земными, царями едиными».
Инквизитор упрекает Спасителя, что Он отказался пойти на три искушения «страшного и премудрого духа», поклониться ему и получить власть над всем миром, при «всемирном соединении» (экуменизме?). Тогда, эти новые лжецари также смогут осчастливить всё человечество своей «социальной справедливостью»: «Мы у них же отымем их хлеб, а затем им-же его будем частично раздавать, за что они нас будут благодарить».»
Для этого «мы должны будем лгать», – говорит Великий Инквизитор. +
_______________________________
1). Проф. К. Н. Зайцев: Кневская Русь. Историчеcкий обзор. Шанхай, 1949. Стр. 102 и 103.
2). «Под Южным Крестом» № № 30. Буэнос-Айрес, апрель 2013. 1700-летие Миланского эдикта.
3) (Corpus juris civilis. Volumen tertium. Novellae. Berolini MCMLXII. Apud Weidmannos.
4). «Русские тетради» № 4, декабрь 2008. Симфония при отделении гоударства от Церкви.
5) История дипломатии. Том второй. ОГИЗ, 1948. Стр. 358).
6). Deutsche Kriegsziele 1914 - 1918. («Немецкие военные цели в 1914 - 1918 годах». Ullstein Buecher. 1964. Frankfurt/M).
7). (Протоиерей Василий Зеньковский, Основы христианской философии, стр. 5, 6, 10 , 11 и 13 Изд. «Посев», Франкфурт на М., 1960.
И.Н. Андрушкевич.
Русские тетради. Историко-политические анализы и комментарии.
№ 63. Буэнос-Айрес, март 2021 г. Основаны в 2007 г. XV год издания.
Учредитель, издатель и редактор: И. Н. Андрушкевич. Издается на правах рукописи.
При использовании и перепечатке материалов ссылка на источник обязательна.
Почтовый адрес: I Andruskiewitsch. Calle Entre Rios 2628. 1653, Villa Ballester. Argentina.
Эл. адрес: kadetpismo@hotmail.com Блог: http: //i-n-andruskiewitsch.blogspot.com